Мы еще не вуз, но уже и не школа. Среднее специальное учебное заведение (ссуз) в малом городе – это не просто образовательное учреждение, это – социальный, культурный, а порой и технический центр, это – интеллектуальное градообразующее учреждение.
Назову основные проблемы, актуальные сегодня для учреждений среднего профессионального образования. Прежде всего, закрытость методики финансирования федеральных ссузов. Вызывает вопросы и существующая система налогообложения: земельному налогу подвергаются даже участки, занятые спортивными сооружениями. Ссуз – некоммерческое учреждение, но доход от платных образовательных услуг подпадает под налог на прибыль. Непонятно, почему ссузы приравнены к коммерческим организациям не только по налогообложению, но и по тарифам на электроэнергию.
Федеральный закон «О закупках для государственных и муниципальных нужд…» создает дополнительные сложности, так как разрешает проводить закупки без торгов на сумму не более 100 тысяч рублей.
Вызывает сомнения, насколько необходимо сохранение жесткого условия наполняемости учебных групп: не менее 25–30 человек, в том числе для непрестижных, но востребованных специальностей: АПК, металлургии.
Возникают проблемы с обучением по вновь открытым специальностям: отсутствует отсрочка от армии даже у студентов, поступивших на базе девяти классов; нельзя выдать диплом об окончании в установленные сроки (десять дней после защиты) из-за отсутствия аккредитации. Эти же проблемы могут возникнуть в 2011 году по всем специальностям у всех ссузов с переходом на образовательные стандарты третьего поколения.
В результате снятия отсрочки для юношей, поступающих после одиннадцати классов, ссуз превращается в образовательное учреждение для девушек и юношей-инвалидов. Считаю, необходимо сохранить отсрочку от армии ребятам, обучающимся в системе профессионального образования в рамках госзаказа (на бюджетной основе).
Устарели некоторые критерии по лицензированию. Так, одним из таких критериев является норматив наличия учебной литературы «в бумажном варианте» в библиотеке ссуза. Вряд ли этот критерий уместен при активном внедрении информационных, модульных технологий.
Имеется проблема в организации медицинского обслуживания обучающихся, так как органы здравоохранения отказываются содержать медработников.
Для более эффективного развития системы профессионального образования требуется внести ряд изменений в существующее законодательство как на федеральном, так и на региональном уровне. В частности, нужно внести поправку в п. 2 ст. 219 НК РФ о включении расходов на проезд обучающихся до образовательного учреждения в сумму оплаты за обучение при получении социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц.
Необходимо восстановить институт базовых предприятий с предоставлением им определенных льгот (например, предоставление возможности уменьшения налогооблагаемой базы налога на прибыль на три процента при подтверждении таких расходов на образовательную деятельность базового образовательного учреждения).
Требуется установить на федеральном уровне минимальные базовые оклады (ставки) для отдельных групп работников образовательных учреждений. Хотелось бы также иметь типовое штатное расписание. Это не только позволит более аргументированно планировать распределение фонда оплаты труда, но и обеспечить надежное и безопасное содержание материальных ценностей и качественную организацию образовательного процесса (место расположения образовательного учреждения, количество обучающихся не должны сказываться на качестве и безопасности обучения).
На региональном уровне нужно решить следующие вопросы: распространить компенсации за проезд иногородних обучающихся до образовательного учреждения, расположенного не только в Твери, но и в других городах области; предоставить образовательным учреждениям льготу по земельному налогу; решить проблему финансирования оплаты труда медицинских работников в учреждениях профессионального образования. С целью оптимизации расходов на образование необходимо проработать вопрос о более эффективном использовании имеющейся материальной базы средних профессиональных образовательных учреждений путем заключения договоров на обучение в рамках регионального заказа (учащихся третьей ступени школы, учащихся системы начального профессионального образования).
Валерий ПРОКОФЬЕВ, директор бежецкого промышленно-экономического колледжа