Эффективность проведения закупок товаров, работ и услуг органами власти стала главной темой заседания областного правительства под председательством Игоря Рудени 11 февраля. Губернатор говорил о необходимости повышать эффективность госзакупок, перенимать, если надо, опыт других регионов, использовать практику совместных закупок сходных товаров и услуг, шире вовлекать в процесс налоговых резидентов Тверской области.
Светлана Осташова, глава Вазузского сельского поселения Зубцовского района, комментируя данную тему, сказала:
– Все мы видим, что бюджетные средства выделяются в рамках долгосрочных программ и стратегии развития территории области. Главное – их своевременное и эффективное использование. Для нас было проблемой как можно раньше начать ремонтно-строительные работы, закупку необходимых материалов. Причем на приемлемых как для заказчика, так и для подрядчика условиях. Тормозом было время. И не всегда можно было договориться. Законодательные условия диктовали свои требования.
Слишком много времени уходило на процедуры по объявлению конкурсов и аукционов на выполнение муниципальных заказов и заключение контрактов. До полутора месяцев. Считай, половина лета. И ограничены мы были в суммах заключения контрактов по проведению «малых» закупок у единственного поставщика.
Теперь сокращены сроки рассмотрения заявок и заключения муниципального контракта. Заказчик будет назначать дату окончания подачи заявок через четыре рабочих дня со дня, следующего за днем размещения извещения в ЕИС. На все процедуры конкурса и аукциона можно уложиться максимум в 20 дней. Но не в полтора месяца!
Увеличены максимальные суммы «малых» закупок у единственного поставщика до 300 тысяч рублей по п.4 ст.93 и до 600 тысяч рублей по п.5 ст.93. Не придётся по каждому поводу участвовать в конкурсах и аукционах.
Заключить контракт с единственным поставщиком можно уже через два дня после проведения процедуры обоснования начальной максимальной цены контракта. В общей сложности на все уйдет три дня. Ранее этот срок составлял десять дней.
При этом не потребуется размещать извещение о закупке у единственного поставщика, а также отчёт с обоснованием выбора такого способа и условий контракта. И если заказчик не может рассчитать потребность в любых товарах, работах или услугах, то он вправе провести закупку с неопределённым объёмом. А в контракте отражается условие о том, что объём товаров, работ или услуг, подлежащих передаче или исполнению, определяется на основании заявок заказчика. Участники делают предложения не о цене контракта, а о сумме цен единиц поставок работ и услуг. Нельзя подать предложение, которое превышает начальную сумму цен. Все понятно, прозрачно, основывается на доверии и договорных обязательствах заказчика и подрядчика. Во всяком случае, при такой системе единственного поставщика не придется ждать кота в мешке из Хабаровска.
Более гибкими стали условия выполнения муниципальных контрактов. По соглашению сторон можно согласовать использование субподрядчиков и предоплату в виде аванса, менять условия контракта с поставщиком, если закупаются, в частности, услуги естественных монополий: коммунальные услуги, по газоснабжению, электроснабжению, подключению к сетям и т. д. По строительным контрактам можно изменить не только объём, но и вид выполняемых работ. При этом цена не должна вырасти или уменьшиться более чем на 10 %… Для нас это удобная и оперативная форма работы. Введён упрощённый порядок закупок и исполнения контрактов в целях реализации национальных проектов.
Как видим, эти изменения вызваны жизненной необходимостью и направлены на упрощение закупочных процедур.
Теперь относительно мнения губернатора Тверской области Игоря Рудени о централизованных закупках. Наверное, это был бы идеальный вариант для муниципалитетов. Все это было в советские годы. И никто от этого не страдал. Как, например, и сейчас делается с поставками и оборудованием фельдшерско-акушерских пунктов. По типовому проекту. То же можно сделать по Домам культуры и клубам, по реставрации, ремонту памятников истории и Великой Отечественной войны.
Беседовал Н. Подвойский
Отметим, что в прошлом году был создан специальный Комитет госзаказа, введено понятие приоритетных направлений закупочной деятельности: в 2020-м в приоритете, конечно, все закупки в рамках нацпроектов и празднования 75-летия Победы, — подчеркнул губернатор.
Усилия в сфере закупок — часть системной работы по повышению эффективности бюджетной политики, которая ведется на региональном уровне не первый год.
— В текущем году мы наращиваем затраты на обучение персонала, который будет заниматься закупками в органах исполнительной власти, — в частности, проанонсировал Игорь Руденя.