Татьяне Беляевой каждый день приходится иметь дело с якорями. Однако морской флот здесь ни при чем. Она работает в Сервисном локомотивном депо Тверь филиала «Северо-Западный» ООО «ЛокоТехСервис», расположенном за городским железнодорожным вокзалом. На счету Татьяны не один десяток выявленных неисправностей в деталях тепловозов.
Ответственность и скрупулезность
Название должности Татьяны Беляевой звучит непривычно для широкого круга людей – дефектоскопист по магнитному и ультразвуковому контролю. В ее задачу входит доскональная диагностика деталей локомотивов и выявление дефектов – различных трещин. Дело это, как нетрудно догадаться, чрезвычайно ответственное. Ведь вовремя не отбракованная деталь может привести к аварии.
Мы встретились с Татьяной непосредственно на месте ее работы – в просторном, если не сказать огромном, локомотивном депо. Нас встретила весьма энергичная и приветливая женщина. Сразу стало ясно: терять время почем зря она не привыкла. С ходу начала показывать, как происходит процесс проверки деталей на предмет дефектов. На диагностику тут же при помощи спецкрана был доставлен тот самый якорь – важнейшая многокилограммовая деталь тягового двигателя тепловоза.
– Это, пожалуй, самая замысловатая и сложная для проверки деталь, – заметила Татьяна. – Дело в том, что у якоря внутри есть пазы, которые можно по невнимательности перепутать с дефектом. Поэтому необходимо досконально знать внутреннюю конфигурацию детали, отлично разбираться в чертежах. Мне за смену приходится в среднем проверять 5 якорей плюс еще другие детали.
Процесс диагностики проходит в несколько этапов. Сначала, хорошенько очистив деталь от каких-либо загрязнений, Татьяна проводит визуальную дефектоскопию. Уже здесь требуется скрупулезное отношение к делу. Затем наступает черед магнитопорошкового метода. Для меня, как гуманитария, этот процесс оказался не слишком понятным. Как быстро пояснила Татьяна, основан он на выявлении локальных магнитных полей рассеяния, возникающих над дефектами. Деталь намагничивается, а затем обрабатывается суспензией с магнитным порошком, распределение частиц которого и позволяет специалисту сделать выводы о том, есть ли брак в детали.
Завершает проверку ультразвуковая дефектоскопия (метод отраженного излучения). Здесь все достаточно просто. Кто хоть раз проходил медицинскую проверку внутренних органов на УЗИ, поймет. Деталь, словно тело человека, просвечивается ультразвуком. Благодаря этому методу выявляются глубинные дефекты.
– Моя задача – посмотрев, как отражаются сигналы на табло специального устройства, грамотно прочитать степень дефекта, до миллиметра определить его место, – отмечает Татьяна. – Здесь от дефектоскописта требуется доскональное знание устройства детали. Поначалу мне было нелегко проводить диагностику, но с опытом приходит мастерство, и с каждым годом ты все увереннее справляешься со своим делом.
А годов этих за плечами Татьяны уже немало. Она работает в локомотивном депо дефектоскопистом 14 лет. Причем каждые три года подтверждает и повышает уровень своего профессионализма, проходя переэкзаменовку по физике и электротехнике.
– Прогресс не стоит на месте, надо осваивать новые знания, навыки, – философски замечает Татьяна.
Мама настояла
Согласитесь, что привычнее видеть на техническом производстве за станком мужчину. Однако дефектоскопистами в основном работают именно женщины, в этом деле важны такие присущие им качества, как внимательность, терпение и скрупулезность. Впрочем, Татьяна в юности и не думала, что получит эту профессию.
– На самом деле, еще учась в школе, я мечтала поехать в Москву или Питер и получить образование флориста, но мама не хотела меня отпускать из Твери в другой город, – вспоминает Татьяна. – Она воспитывала меня одна, были достаточно тяжелые времена. Мне легко давались технические предметы, и мама настояла на том, чтобы я после 9го класса поступила в Тверской машиностроительный колледж на специальность оператора ЧПУ. Затем я проходила практику на вагонзаводе. А потом вышла замуж, родила первую дочку. После декрета надо было куда-то устраиваться. Мой муж был помощником машиниста локомотива и при его посредничестве меня взяли в депо.
Произошло это в 2005 году. Чтобы освоить профессию дефектоскописта, Татьяна проходила обучающий полугодовой курс в специальном образовательном центре РЖД в Санкт-Петербурге. Сегодня ее профессиональная жизнь не ограничивается только работой – недавно она возглавила профсоюзную организацию предприятия.
P.S.
Кстати, свою любовь к цветам Татьяна сохранила. Ее можно назвать флористом-любителем. Она для души занимается выращиванием цветов у себя на даче под Тверью. Больше всего любит розы. Вот такая физика и лирика получается.
Александр ЖМУЛИН
Фото Анастасии ЧИСТЯКОВОЙ