Трамвайный тупик | официальный сайт «Тверские ведомости»
подписка
Международная выставка-форум ВДНХ

Трамвайный тупик

10:37

17 сентября 2010

1021

Из Твери вытесняют популярный вид общественного транспорта

Очередная плохая новость для тверитян: с 1 октября сокращается число трамваев. Их останется примерно 40. И все из одного вагона. Двухвагонные отменяются. Маршрутов станет меньше. Ликвидируется и трамвайное депо на площади Капошвара. Прибежище для вагонов остается лишь на Соминке. Без работы окажутся примерно 150 человек. Без любимого транспорта, признанного затратным и неокупаемым, – десятки тысяч пассажиров, которых никто не спрашивал, нужен ли трамвай городу или нет.

Такие вагоны, которые ходят сейчас со скоростью восемь километров в час, городу не нужны. Требуются современные скоростные трамваи, о которых талдычили десяток лет, прокладывая под будущее новые рельсы. Рельсы на улицах Советской и Вагжанова, которые встали золотыми, теперь никому не нужны. Нужна широкая дорога для многочисленных авто, владельцам которых мешают рельсы, а заодно и трамваи.

Нам упорно внушают, что трамваи убыточны и вообще вчерашний день. Но у нас убыточен весь общественный транспорт. Может, тогда стоит ликвидировать троллейбусы, автобусы и даже маршрутки, владельцы которых тоже жалуются на отсутствие прибыли?

Насчет вчерашнего дня трамвая. Во всем мире он признан самым экономичным и экологически чистым видом транспорта, который совершенствуется год от года, а не бесконечно латается, как у нас.

Трамвайный тупик

Почему-то во времена, когда проездной билет стоил три копейки, а трамваи были преобладающим видом общественного транспорта, никто не говорил, что трамваи убыточны. Кстати, они регулярно ходили даже после полуночи, а сейчас, например, с вокзала и в восемь вечера уехать хоть на чем-нибудь  , кроме такси, проблематично.

В Твери существует музей электротранспорта в депо на площади Капошвара. Из экспозиции можно узнать, что трамвайное движение в Твери было открыто 15 августа 1901 года (28 августа по новому стилю). Согласно публикации из журнала «Пантограф», в первую очередь была открыта линия от Восьмиугольной площади (ныне площадь Ленина) до Морозовской фабрики (нынешняя остановка «Пролетарка») длиной 4,5 километра, во вторую очередь – линия от Восьмиугольной площади до железнодорожного вокзала протяженностью 2,8 километра.

Владельцем Тверской городской железной дороги (первоначальное название трамвая) была франко-швейцарская «Компания тверских городских железных дорог и освещения». Как и все трамвайные хозяйства дореволюционной России, тверской трамвай был прибыльным.

Все трамвайные линии первоначально были однопутными, имели разъезды. Ширина колеи составляла 1000 миллиметров. Трамвайное депо было построено на берегу реки Тьмаки, вблизи нынешней улицы Софьи Перовской (на месте бывшего депо находится здание «Тверьэнерго»). Все вагоны были доставлены из Бельгии.

После Октябрьской революции 1917 года трамвай был национализирован. С ноября 1920 года по апрель 1922 года движение не осуществлялось.

В мае 1930 года начались полномасштабные работы по перестройке трамвайной сети на широкую колею (1524 миллиметра). 7 ноября 1930 года вступила в строй ширококолейная линия железнодорожный вокзал – «Пролетарка». Вскоре трамвайная линия пересекла реку Волгу. В заволжской части города вначале был открыт участок до Ленинградской заставы, затем – до вагоностроительного завода.

1 апреля 1933 года деревянное здание трамвайного депо полностью сгорело. Новое, известное сейчас как «Депо №  1», вступило в строй в 1934 году.

Унификация колеи трамвая с магистральными железными дорогами заметно помогла городу в годы Великой Отечественной войны. По трамвайной линии в вагонах-хопперах магистральных железных дорог перевозился торф, который в то время был основным видом топлива. При этом использовались трамвайные электровозы.

В 1976 году было открыто трамвайное депо №  2, построенное в заволжском микрорайоне Соминка. Перспективными планами предусматривалось строительство третьего депо.

Вплоть до начала 1990-х годов трамвайная сеть Калинина (Твери) активно развивалась. В отличие от многих других городов, в Калинине не было случаев ликвидации трамвайных линий, за исключением небольшого участка, но от переноса путей с улицы Урицкого на Тверской проспект трамвайная сеть только выиграла: исчезла необходимость прохождения двух кривых малого радиуса при движении по направлению север – юг (речной вокзал – площадь Капошвара).

Калининский трамвай в 1970–1980-х годах считался образцовым. Трамвайные линии имелись в большинстве районов города, трамвай был основным видом транспорта (при наличии троллейбуса и автобуса).

Наивысшего развития трамвайная сеть достигла в 1990 году – был открыт участок от конечной станции «Бульвар Цанова» ( «Рыбокомбинат») до микрорайона Южный.

После 1991 года, несмотря на происшедшие в стране перемены, удалось найти возможность открыть новый трамвайный маршрут (№  18, «ДСК» – «Кольцевая»). Он просуществовал несколько лет.

С середины 1990-х годов трамвайное хозяйство Твери находится в состоянии глубокого кризиса. Под предлогом борьбы с дорожными «пробками» была демонтирована линия по улицам Софьи Перовской и Советской (западная часть), прекращена (без демонтажа) эксплуатация линии по улицам Советской (восточная часть) и Вагжанова.

В 2004 году было временно прекращено движение на линии от площади Гагарина в Затверечье. Названная причина – аварийное состояние Восточного моста через Волгу (однако автомобильное движение по мосту прекращено не было).

Сейчас тверской трамвай уже не является главным видом транспорта в городе. На сохранившихся линиях вагоны курсируют медленно и ненадежно, привычным явлением стали трамвайные заторы из-за поломок устаревших вагонов, автомобильных аварий и припаркованного в габарите путей автотранспорта. Намереваются закрыть трамвайное депо №  1 – по слухам, для освобождения его территории под строительство торгового комплекса.

Рассматриваются планы снятия линии по Тверскому проспекту. Если это произойдет, трамвай окончательно покинет центр города, на оставшихся линиях перевозки сократятся до минимума. «Логичным» продолжением снятия линии на Тверском проспекте могла бы стать окончательная ликвидация остатков образцовой когда-то  трамвайной сети. Если отношение к трамваю, его роли и месту в жизни города не изменится, единственным напоминанием о нем может стать вагон-памятник, установленный на пешеходной Трехсвятской улице…

Что имеем – не храним, потерявши – плачем.

Валерий БУРИЛОВ

0
"Тверские ведомости" теперь в Дзене! Подписывайтесь на наш канал и читайте только важные новости. Также присоединяйтесь к нам в ВК, ОК и Телеграм.

Из этой же рубрики

Лента новостей

Тверские полицейские поймали любителя тратить чужие деньги

10:28 / 19.05.2024 61

Лето пришло: что приготовила погода для жителей Верхневолжья на следующей неделе

09:34 / 19.05.2024 426

В Тверской области сотрудникам телерадиокомпании «Бежецкое независимое телевидение» вручены региональные награды

19:36 / 18.05.2024 215

Житель Твери заплатил деньги мошеннику за аренду квартиры

18:53 / 18.05.2024 632

Нелидовские студенты приняли участие в соревнованиях в честь Дня Победы

18:24 / 18.05.2024 289

Представитель Вышневолоцкого округа избрана в Совет Всероссийского клуба «Воспитатель года» — «Созвездие»

17:40 / 18.05.2024 264

Утром в Твери в результате пожара повреждения получили три автомобиля

16:56 / 18.05.2024 642

Тверская область направит представителя в Торговое представительство России в Пекине для проработки вопросов сотрудничества с КНР

16:20 / 18.05.2024 236

Тверская область стала самым активным регионом-участником проекта «Школьный музей Победы»

15:31 / 18.05.2024 318

Калязинский коллектив «Спектр» гастролировал от Сочи до Дмитрова

14:56 / 18.05.2024 287

Библиотека Нелидова приглашает на выставку «Странный мир Дали»

14:00 / 18.05.2024 305

На территории двух округов Тверской области ожидается высокая пожарная опасность

13:10 / 18.05.2024 915

Начался розыск Никиты Погудина, который может находиться в Тверской области

12:40 / 18.05.2024 571

В правительстве региона подвели итоги отопительного сезона

12:00 / 18.05.2024 423

Лихославльская семья стала лучшей многодетной в Тверской области

11:30 / 18.05.2024 337

Руководителем следственного отдела проведен профилактический урок с учащимися колледжа Бежецка

11:00 / 18.05.2024 315

Житель Твери похитил из магазина пачки форели и масла

10:37 / 18.05.2024 1294

94-летняя жительница Торопца передала курьеру мошенников 600 тысяч рублей

09:56 / 18.05.2024 600

Участники краеведческой конференции в Вышневолоцком округе вспоминали известного путешественника

09:30 / 18.05.2024 290

Тверские пожарные спасли двух человек из горящей квартиры

09:05 / 18.05.2024 933

Читатель Толстов: от лечения оспы до скандинавского нуара

23:30 / 17.05.2024 365

В Оленинском округе появился яблоневый Сад Победы

20:46 / 17.05.2024 500

В Тверской области около железнодорожного переезда автомобиль врезался в столб

20:18 / 17.05.2024 1452

В Твери временно изменится схема движения некоторых автобусов из-за проведения мероприятия

19:34 / 17.05.2024 1868

В Твери прошла творческая акция, посвящённая Международному дню детского телефона доверия

18:56 / 17.05.2024 471

Президиум регионального правительства обсудил вопросы градостроительства, демографии и соцподдержки

18:24 / 17.05.2024 469

6-летнего велосипедиста сбил автомобиль в Кимрах

17:49 / 17.05.2024 833

В автомобиле двух иностранцев тверские полицейские нашли героин

17:09 / 17.05.2024 721

Члены «Единой России» призвали граждан к участие в предварительном голосовании

16:47 / 17.05.2024 312

В Центре «Зотов» состоится премьера аудиоспектакля «Сон о хлебе»

16:41 / 17.05.2024 490