Из Твери вытесняют популярный вид общественного транспорта
Очередная плохая новость для тверитян: с 1 октября сокращается число трамваев. Их останется примерно 40. И все из одного вагона. Двухвагонные отменяются. Маршрутов станет меньше. Ликвидируется и трамвайное депо на площади Капошвара. Прибежище для вагонов остается лишь на Соминке. Без работы окажутся примерно 150 человек. Без любимого транспорта, признанного затратным и неокупаемым, – десятки тысяч пассажиров, которых никто не спрашивал, нужен ли трамвай городу или нет.
Такие вагоны, которые ходят сейчас со скоростью восемь километров в час, городу не нужны. Требуются современные скоростные трамваи, о которых талдычили десяток лет, прокладывая под будущее новые рельсы. Рельсы на улицах Советской и Вагжанова, которые встали золотыми, теперь никому не нужны. Нужна широкая дорога для многочисленных авто, владельцам которых мешают рельсы, а заодно и трамваи.
Нам упорно внушают, что трамваи убыточны и вообще вчерашний день. Но у нас убыточен весь общественный транспорт. Может, тогда стоит ликвидировать троллейбусы, автобусы и даже маршрутки, владельцы которых тоже жалуются на отсутствие прибыли?
Насчет вчерашнего дня трамвая. Во всем мире он признан самым экономичным и экологически чистым видом транспорта, который совершенствуется год от года, а не бесконечно латается, как у нас.
Почему-то во времена, когда проездной билет стоил три копейки, а трамваи были преобладающим видом общественного транспорта, никто не говорил, что трамваи убыточны. Кстати, они регулярно ходили даже после полуночи, а сейчас, например, с вокзала и в восемь вечера уехать хоть на
В Твери существует музей электротранспорта в депо на площади Капошвара. Из экспозиции можно узнать, что трамвайное движение в Твери было открыто 15 августа 1901 года (28 августа по новому стилю). Согласно публикации из журнала «Пантограф», в первую очередь была открыта линия от Восьмиугольной площади (ныне площадь Ленина) до Морозовской фабрики (нынешняя остановка «Пролетарка») длиной
Владельцем Тверской городской железной дороги (первоначальное название трамвая) была франко-швейцарская «Компания тверских городских железных дорог и освещения». Как и все трамвайные хозяйства дореволюционной России, тверской трамвай был прибыльным.
Все трамвайные линии первоначально были однопутными, имели разъезды. Ширина колеи составляла
После Октябрьской революции 1917 года трамвай был национализирован. С ноября 1920 года по апрель 1922 года движение не осуществлялось.
В мае 1930 года начались полномасштабные работы по перестройке трамвайной сети на широкую колею (
1 апреля 1933 года деревянное здание трамвайного депо полностью сгорело. Новое, известное сейчас как «Депо № 1», вступило в строй в 1934 году.
Унификация колеи трамвая с магистральными железными дорогами заметно помогла городу в годы Великой Отечественной войны. По трамвайной линии в вагонах-хопперах магистральных железных дорог перевозился торф, который в то время был основным видом топлива. При этом использовались трамвайные электровозы.
В 1976 году было открыто трамвайное депо № 2, построенное в заволжском микрорайоне Соминка. Перспективными планами предусматривалось строительство третьего депо.
Вплоть до начала 1990-х годов трамвайная сеть Калинина (Твери) активно развивалась. В отличие от многих других городов, в Калинине не было случаев ликвидации трамвайных линий, за исключением небольшого участка, но от переноса путей с улицы Урицкого на Тверской проспект трамвайная сеть только выиграла: исчезла необходимость прохождения двух кривых малого радиуса при движении по направлению север – юг (речной вокзал – площадь Капошвара).
Калининский трамвай в 1970–1980-х годах считался образцовым. Трамвайные линии имелись в большинстве районов города, трамвай был основным видом транспорта (при наличии троллейбуса и автобуса).
Наивысшего развития трамвайная сеть достигла в 1990 году – был открыт участок от конечной станции «Бульвар Цанова» ( «Рыбокомбинат») до микрорайона Южный.
После 1991 года, несмотря на происшедшие в стране перемены, удалось найти возможность открыть новый трамвайный маршрут (№ 18, «ДСК» – «Кольцевая»). Он просуществовал несколько лет.
С середины 1990-х годов трамвайное хозяйство Твери находится в состоянии глубокого кризиса. Под предлогом борьбы с дорожными «пробками» была демонтирована линия по улицам Софьи Перовской и Советской (западная часть), прекращена (без демонтажа) эксплуатация линии по улицам Советской (восточная часть) и Вагжанова.
В 2004 году было временно прекращено движение на линии от площади Гагарина в Затверечье. Названная причина – аварийное состояние Восточного моста через Волгу (однако автомобильное движение по мосту прекращено не было).
Сейчас тверской трамвай уже не является главным видом транспорта в городе. На сохранившихся линиях вагоны курсируют медленно и ненадежно, привычным явлением стали трамвайные заторы из-за поломок устаревших вагонов, автомобильных аварий и припаркованного в габарите путей автотранспорта. Намереваются закрыть трамвайное депо № 1 – по слухам, для освобождения его территории под строительство торгового комплекса.
Рассматриваются планы снятия линии по Тверскому проспекту. Если это произойдет, трамвай окончательно покинет центр города, на оставшихся линиях перевозки сократятся до минимума. «Логичным» продолжением снятия линии на Тверском проспекте могла бы стать окончательная ликвидация остатков образцовой
Что имеем – не храним, потерявши – плачем.
Валерий БУРИЛОВ