Нынешним летом мне дважды довелось побывать в Финляндии с творческими отчетами. Сначала съездила со своей ученицей Натальей Виноградовой в июне, во второй раз одна – в августе.
После моей последней зарубежной поездки во Францию на 14-ю Международную выставку вышивки и кружева прошло почти шесть лет. Любая поездка по приглашению проходит всегда со знаками плюс и минус. Минус – это сборы на выставку: составление многочисленных списков произведений с вышивкой, отмывка, глажка, оформление аннотаций, укладка в чемоданы, транспортировка, дорога с таможенным контролем, оформление выставки… Зато потом – как в счастливом сне: общение с коллегами, разговоры о русской вышивке, проведение учебных курсов по тверским швам, творческие встречи, посещение частных мастерских. В ответ – восхищение и благодарные глаза учениц.
Как-то в студию «Светлица» пришла экскурсия, чтобы познакомиться с нашей образовательной деятельностью. Среди экскурсантов была учительница русского языка профессионального училища финского городка Йоэнеуу Сирпа Сулопусто. Наши тверские узоры ей так понравились, что она еще дважды приезжала к нам и даже участвовала в выполнении дипломной работы для нашего собора Вознесения Господня: литургический комплект из пяти предметов. Сирпа стала руководителем нашего проекта «Тверская вышивка в Йоэнеуу».
Йоэнеуу – небольшой финский город: 70 тысяч жителей. Выставку, которая продолжалась почти два месяца, освящал финский священник из церкви святителя Николая (деревянная церковь была возведена в 1887 году). Это трогательное событие глубоко запало в душу. Чужая страна приняла нашу тверскую вышивку (около 100 наименований) как родную, свою.
В такой доброжелательной атмосфере начался показ современной женской одежды на основе народного кроя. Очень приятно было видеть финнов в нашей тверской одежде. Они с удовольствием демонстрировали ее.
Главное для меня – проведение курсов по изучению традиционной тверской вышивки в Центре художественных ремесел. Мною написана учебная программа проведения мастер-класса по вышивке. В программу обучения вошли уникальные швы, выполняющиеся вручную.
Тамара Коко и Ирма Маасилта добились высокого качества исполнения всех видов тверской вышивки. Остальные закончили курсы с хорошими оценками. У них все еще впереди: завершение учебного образца и на основе его – вышивка на сумке для паломников и головной женский убор, кокошник.
Во время встреч было много вопросов о сохранении старых и развитии новых традиций тверской вышивки. Изучать, сохранять и развивать эти традиции приходится в основном своими силами, на энтузиазме: писать программы, учебные пособия, создавать коллекции сувенирно-подарочных изделий, организовывать смотры-конкурсы, семинары… Слушатели изучили мои книги-учебники по тверской вышивке. В конце этого года должна выйти третья часть серии «Ведновская строчка вручную и на швейной машине».
Особой гордостью экспозиции в Финляндии стала церковная коллекция лицевого и орнаментального золотного шитья из собора Вознесения Господня в Твери, выполненная творческим коллективом школы-студии «Светлица» за последние десять лет.
Надежда НОВОЖИЛОВА, художественный руководитель школы-студии тверской народной вышивки «Светлица», заслуженный художник РФ, лауреат премии Правительства России