Молодой ученый – разработчик цифровых образовательных систем Ален Сильченко вошел в состав экспертного совета по негосударственному образованию в сферах образования и науки комитета Госдумы по образованию.
Недавно Сильченко пригласили на заседание думского комитета, где тверской педагог (он работает заместителем директора института усовершенствования учителей, но еще и преподает в нескольких школах Твери) рассказал о своем видении перемен в системе российского образования.
Ален Сильченко говорит что, несмотря на два десятка зарегистрированных авторских изобретений и научных разработок, сам себя он считает в первую очередь учителем. В 2017 году Сильченко стал победителем регионального конкурса «Учитель года». Он был единственным преподавателем, представлявшим Конаковский район, и победа ему досталась в том числе за научный подход, за авторскую педагогическую методику ситуационного метода обучения. В последние годы он разрабатывает новые приложения для компьютерных образовательных платформ, которые должны облегчить труд педагога.
Депутаты Госдумы пригласили его на дискуссию о будущем российского образования именно потому, что у Алена Павловича, несмотря на молодость, серьезная репутация в сфере педагогической науки. И сам он говорит, что ему было интересно узнать, как законодатели видят будущее отечественной системы образования.
Разные подходы
– На самом деле мнений о том, какой должна быть стратегия развития образования, множество, – говорит Ален Сильченко. – Если свести их к двум-трем формулам, то одни выступают за то, что образование должно давать больше возможностей для индивидуального развития ребенка, другие – за то, что образование является комплексным процессом, в котором задействованы не только ученики, но и педагоги, родители, то есть это общественный процесс. Я склоняюсь к этой модели образования, где будущее – за совместной работой.
Ален Сильченко считает, что новые компьютерные платформы вроде «Сберкласса», которые сейчас появились, должны применяться осторожно. Все дело в том, что при наличии платформ их использование в учебном процессе все еще не прописано в законе. Нет единого понятийного языка, поэтому депутаты и пригласили тверского педагога в качестве эксперта – ведь Сильченко одинаково хорошо разбирается и в педагогических, и в компьютерных технологиях. Его предложения депутатов заинтересовали.
В цифровой среде
Речь идет о создании программных модулей, которые сам Ален Сильченко называет «электронным помощником учителя».
– Для нас важно не только отслеживать индивидуальную «траекторию» ученика, но и помогать учителю организовать урок, выбрать нужную технологию, – объясняет он.
Выглядеть новый программный модуль будет так: учитель набирает тему урока, и ему предлагаются сразу несколько вариантов его проведения, а ученики получают материалы для предварительного изучения. В качестве эксперимента новое приложение готовится к применению в академической гимназии ТвГУ, школе №17 Твери и в одной из школ Ржева.
Ален Сильченко считает, что в недалеком будущем компьютеры станут серьезным подспорьем в работе педагога, и дело не только в том, что они могут избавить учителей от бессмысленной бумажной работы. Все процессы, которые происходят в отношениях между учителем и учеником, можно «просчитать», составить определенные алгоритмы, разработать реестр типовых ошибок, которые совершают ученики, и способы их исправления. Сам Ален Сильченко говорит, что когда объясняет коллегам, в чем заключаются его разработки, они говорят, что такие «помощники учителя» очень пригодятся в их повседневной работе.
Владислав ТОЛСТОВ