Вопреки всем суевериям, пятница 13 января ознаменовалась не только затяжной неудачей в виде еще одного рабочего дня, но и радостным ожиданием выходных. А вечер и вовсе заиграл яркими красками джаза. На сцене Тверской академической областной филармонии по-роковому прогремел квартет саксофониста Антона Румянцева в содружестве с пианистом, аранжировщиком и композитором Даниилом Крамером.
На концерте сплелись воедино три программы-эксперимента, заставляющие по-новому взглянуть на знаменитые хиты «Nirvana», «The Beatles» и «Queen».
Вероятно, коллективу даже не нужно было бы озвучивать названия песен, все самые хитовые вещи вошли в плейлист. При этом, несмотря на то, что каждый инструмент в том или ином номере списка был ведущим и, что требует жанр, выступал сольно, оригинальная нить мелодии никогда не терялась. Наоборот – звучала несколько иначе, обогащаясь джазовыми ходами.
Одним из самых запоминающихся, кажется, был кавер известной песни группы «Nirvana» «Smells Like Teen Spirit». Во вступлении так нежно играло фортепиано, что чудилось, будто только самые искушенные слушатели узнают известную кобейновскую подростково-революционную песню с первых нот.
Курт Кобейн: «Мы чувствуем себя так, словно мы все еще подростки, потому, что мы не следуем руководящим принципам того, что от нас ожидают, будучи взрослыми…»
Зато, когда начался куплет, невозможно было не подпевать, саксофон с такой точностью передавал манеру пения, что слова сами одно за другим всплывали в памяти.
В этой композиции отличились все – и клавишники, которые переглядывались так, словно говорили друг другу: «А вот так сможешь?», соревнуясь в мастерстве. В какой-то момент пианист Даниил Крамер присоединился к игре ударника Александра Зингера, начав отстукивать на одной из бочек ладонями ритм. При этом барабанщик ничуть не смутился, поддержал коллегу, и это стало одним из самых любопытных экспериментов вечера.
В середине композиции нирвановская безысходность и вовсе на время сменилась мотивами аргентинского танго. Как будто музыканты, особенно саксофонист, старались досказать историю, может, даже переиначив. В таком ключе: «Все живы, никто не умер от депрессии, нереализованного максималистки юношеского запала, наркотиков и просто того, что протест захлебнулся в серости музыкальных подражателей…» Как это, вероятно, произошло с лидером группы, сыгравшей когда-то бунтарский гимн.
Да, после такого стоило сделать перерыв. Что и случилось – антракт, после которого было более спокойное второе отделение.
После эпохальной «The Show Must Go On» на поклоне Антон Румянцев символично положил подаренный букет в саксофон, а Даниил Крамер – цветы на крышку фортепиано.
Если музыканты действительно идут за своей мечтой – значит джаз все так же способен покорить, взбудоражить и повести за собой. Музыке подвластно все. Значит, этому жанру, зиждущемуся на импровизации, – все и даже немного больше.
Народный артист России Даниил Крамер (рояль) & джаз-квартет Антона Румянцева в составе: лауреат международных конкурсов Антон Румянцев (саксофон), Роман Дмитриев (рояль, клавишные), Анатолий Кожаев (контрабас), Евгений Аноев (ударные).