Тарасу Кузьмину 30 лет, но можно смело сказать, что он блистает во многих ведущих спектаклях «драмы». Часто зрители идут именно на него.
А полгода назад Тараса поздравили с премьерой его собственного спектакля «ХВАТь», который на фестивале независимых театров в Польше занял третье место. Если учесть, что в параде талантов приняли участие 19 творческих коллективов, а первые два места достались польским актерам, дебют Кузьмина как режиссера можно считать удачным на все сто. Впрочем, обо всем по порядку…
С актером мы беседуем в зрительном зале драмтеатра. После репетиции очередного спектакля свет погашен, поэтому Тарас зажигает настольную лампу. Экономия, однако, плюс романтика.
По словам Тараса, способности к лицедейству близкие заметили в нем еще в детстве, поэтому поступление в театральное училище казалось вполне логичным. Тогда актерская профессия виделась чемто сверхъестественным, и он добился поставленной цели. Впрочем, и тут Кузьмин задумывается: до сих пор сам не уверен, было ли это попаданием в «яблочко», тем ли идет путем…
Резко меняя тему, Тарас вспоминает забавные истории начала своего творческого пути. Например, эпизод из первого спектакля «Любовь пани Конти». На сцене играли мэтры, в том числе народный артист России Александр Чуйков. А Кузьмину, студентувторокурснику, требовалось лишь выйти на сцену с чемоданом и произнести фразу: «К вам приехала пани Конти». И больше ничего! Однако Чуйков любит импровизировать на сцене, поэтому неожиданно поинтересовался: «А вы кто?». Тарас даже забыл, что по сценарию он шофер, первым в голову пришло слово «носильщик». Но от растерянности на весь зал прозвучало: «Насильник». Зрители были в отпаде. Ну а ситуацию с гаишником можно считать классической «комедией положений». После спектакля «Здравствуйте, я ваша тетя!» Тарас спешил и не успел до конца снять грим. А ведь он играл женскую роль. Остановивший его на дороге страж порядка, увидев мужика с накрашенными глазами, оторопел и даже права не стал смотреть. Только «палочкой» обреченно махнул: мол, проезжай быстрее.
За девять лет работы на сцене Тарас понял, что многое зависит от опыта, от сыгранных ролей, которые воспитывают самого актера и оттачивают его мастерство. И нужно ежедневно работать над собой, повышать планку. И не только как артисту, но и как человеку. Зритель должен увидеть перед собой личность, иначе не поверит ни одному произнесенному со сцены слову. Публика в театр приходит, конечно же, самая разная. Многие – просто развлечься, так сказать, выход в люди. И тут важно, чтобы театральное действо заставило человека задуматься, посмотреть на мир подругому. Во многом этому помогает репертуар театра, основывающийся на произведениях классической литературы.
С особым вдохновением Тарас рассказывает о своем детище – о спектакле «ХВАТь». Это была настоящая авантюра, которая волшебным образом удалась. Не было даже четкой цели создать спектакль. Просто Кузьмин долго искал по букинистическим магазинам один из любимых сборников с рассказами Владимира Набокова. Нашел, прочитал рассказ «ХВАТ», и тут же у него выстроился зрительный ряд. За 18 дней постановка была сделана с нуля. Включая пошив костюмов и декорации. Все было сделано своими силами. Вот такой своеобразный подарок получился к собственному дню рождения. А ведь, что это нереально, говорили все, даже сами участники спектакля. Впрочем, и поездка на польский фестиваль казалась всем нереальной, хотя бы изза сложностей с транспортировкой декораций. И что? Тарас опять на коне, причем тверские актеры получили еще и специальный приз жюри.
– Авантюризм бывает разный, – улыбается Тарас. – Я привык к ощущению легкости, спонтанности, праздник должен быть внутри человека, рождаться внезапно, а не зависеть от запланированной вечеринки.
Поговорили об увлечениях и хобби. Заговорили об экстриме. Тарас рассказал, как в прошлом году в Таиланде спускался на тросе с 60го этажа. Пока летел, понял, что скучно, никаких эмоций. И недавние юношеские мечты о прыжке с парашютом или на тарзанке с моста тоже както отступили.
– Подумалось: к чему это? Взрослею, наверное, – както обреченно говорит Кузьмин.
Кстати, взрослетьто Тарас отнюдь не хочет. В определенном смысле. С его слов, ему симпатична трактовка понятия «счастье» как осознание себя во Вселенной. И более всего это доступно детям, которые рождаются абсолютно свободными и гениальными. Взрослея, человек обрастает шаблонами и условностями. Жизнь, уверен Тарас, «портит» людей, поэтому человек должен попытаться вернуться в детство, в чистое восприятие мира. Вот тогда, по большому счету, получится брать каждому от жизни то, что он действительно хочет и может. Ну а ярким примером для Тараса является его сын Лев, которому 3 октября исполнилось два года. Папа как раз у него и учится спокойному созерцанию обстановки и называет маленьким Буддой. Естественность и раскрепощенность так свойственны детям, и их порой так не хватает взрослым.
На прощание – вопрос, почему бы талантливому и перспективному актеру не попробовать свои силы в столице. Тарас искренне удивляется:
– Мне вполне хватает возможностей для творческой реализации на родной земле. Конечно, в Москве культурная жизнь кипит, что немудрено при таком финансировании (на один спектакль крупного московского театра выделяется порой в несколько раз больше денег, чем на все театры нашей области в год). Но я верю, надеюсь и жду, что и в нашем городе все закипит и зашевелится. По крайней мере, я уже киплю и шевелюсь.
Три вопроса Тарасу Кузьмину
– Главное качество для артиста?
– Легкость…
– А вообще для человека?
– Тоже. Легкое отношение к жизни и событиям, нераздувание чувства собственной важности.
– Если не артист, то кто?
– Президент. У меня есть идеи по мироустройству, мне кажется, я знаю, что и как нужно сделать для того, чтобы всем было хорошо.
Александр ХОХЛОВ
Фото из архива Тараса Кузьмина