В Твери вот уже три года действует Волжское межрегиональное природоохранное следственное управление Следственного комитета при Прокуратуре РФ. Оно было образовано 7 сентября 2007 года на базе следственного отдела Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры и относится к числу специализированных. Работает управление на территории пятнадцати регионов России (трех республик и двенадцати областей), расположенных в бассейне Волги. Центральный аппарат управления находится в Твери, а шесть следственных отделов расположены в Ярославле, Нижнем Новгороде, Чебоксарах, Саратове, Волгограде и Казани.
Что отличает деятельность управления? Каковы его основные задачи? Об этом мы беседуем с руководителем управления старшим советником юстиции Юрием Шерстнёвым. До назначения на этот пост он занимал должность заместителя руководителя следственного управления СК при Прокуратуре РФ по Тамбовской области.
– Прошло три года с момента создания Волжского межрегионального природоохранного следственного управления. Как вы считаете, справляется управление с возложенными на него задачами?
– Три года – срок небольшой. Однако могу сказать, что разделение функций следствия и надзора оправдало себя. На счету управления уже десятки доведенных до суда серьезных уголовных дел, в свое время получивших в обществе большой резонанс. Естественно, мы начали работать не на пустом месте. За эти три года приумножен ранее накопленный Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой опыт расследования уголовных дел об уникальных экологических преступлениях, и теперь мы также делимся им с коллегами из территориальных следственных управлений, когда те обращаются за помощью.
С сентября 2007 года в производстве находились более тысячи уголовных дел, которые были возбуждены по результатам рассмотрения свыше полутора тысяч сообщений о преступлениях. В суд направлено 519 дел. В целом обеспечено высокое качество работы наших следователей. А чтобы предотвратить возможные огрехи следователя, работающего за сотни, а то и за тысячи километров от центрального аппарата, в структуре управления имеется отделение процессуального контроля, призванное упредить любое нарушение законности не только в процессе расследования, но еще и на стадии проверки сообщения о преступлении.
Мы рассматриваем наиболее тяжкие и значимые из экологических преступлений, совершенных на территории, на которую распространяется наша компетенция, а также все преступления, совершенные лицами с особым правовым статусом.
За время работы нашего управления были рассмотрены и доведены до суда резонансные уголовные дела о разливе 260 тонн мазута в Онежском озере, о незаконном захоронении многих тонн пестицидов с истекшим сроком годности в Дзержинске Нижегородской области, о незаконных рубках леса в Республике Татарстан, Астраханской, Волгоградской, Тверской, Нижегородской, Ярославской областях, о крупных авариях на магистральных нефтепроводах в Республике Чувашия и Нижегородской области и другие. Нанесенный природе ущерб по направленным в суд уголовным делам превысил миллиард рублей. На стадии следствия было возмещено порядка 38 миллионов рублей.
– В настоящее время одним из приоритетов государственной политики является борьба с коррупцией. Как в этом участвует возглавляемое вами управление?
– Сложная социально-экономичес-кая обстановка, высокая рентабельность нелегального бизнеса в лесной сфере, в сфере оборота водных биоресурсов порождают организованную преступность и коррупцию. Противодействуя этому, следственное управление за три года направило в суд 74 дела коррупционной направленности, основная доля которых – по Республике Чувашия, Нижегородской, Ульяновской и Астраханской областям.
Например, в Нижегородской области были осуждены руководитель лесничества и его сын за незаконные рубки лесных насаждений, служебные подлоги, подделки с использованием официальных документов. Свою работу руководитель лесничества фактически превратил в семейный бизнес. Чтобы сокрыть преступление, оформил подложные документы на заготовку леса подставными лицами, от имени которых подписывались приемо-сдаточные документы на древесину и даже вносились необходимые платежи за лесопользование. А чтобы все выглядело безупречно с точки зрения законности отпуска древесины, лесничий инсценировал проверки качества заготовки. В результате преступной деятельности государству причинен ущерб на сумму 2 миллиона рублей.
– Юрий Владимирович, но Тверская область давно и сильно страдает от незаконных порубок. Общественность бьет тревогу об уничтожении лесов в водоохранных зонах, о разрушении «зеленых щитов» наших городов. Неужели у нас все уж так благополучно?
– Статья 260 УК РФ, предусматривающая ответственность за незаконные порубки, относится к подследственности органов внутренних дел. Мы можем расследовать такие дела только в случае, если преступление совершено должностными лицами правоохранительных органов и лицами особого правового статуса (депутаты, судьи, прокуроры и т.д.).
Так, в 2009 году приговором мирового судьи Калининского района признан виновным в незаконной рубке лесных насаждений в крупном размере с использованием своего служебного положения начальник склада материальных средств неприкосновенного запаса при УВД по Тверской области майор милиции Игорь Кириллов. Вместо того чтобы обеспечивать охрану вверенной ему территории, он начал рубить на этой территории лес без каких-либо разрешительных документов. И таким образом вырубил 27 здоровых сырорастущих сосен на территории Калининского участкового лесничества, в лесах, относящихся к защитным. Суд признал его виновным и назначил наказание в виде штрафа в размере 80 тысяч рублей с лишением права занимать в правоохранительных и контролирующих органах должности, связанные с властными полномочиями, сроком на два года.
В настоящее время в производстве находится дело о незаконных рубках организованным сообществом в Осташковском районе. В ходе расследования установлено, что деятельность сообщества планировалась, четко распределялись роли его участников. Обвинение предъявлено тринадцати жителям Тверской области в совершении десяти эпизодов преступления, предусмотренного частью 3 статьи 260 УК РФ (незаконная рубка лесных насаждений в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору). Два эпизода совершены в пределах государственного природного заказника «Исток реки Волги», имеющего статус особо охраняемой природной территории. Общая сумма ущерба, причиненного государственному лесному фонду, превысила 18 миллионов рублей. Расследование уголовного дела продолжается.
– Какие еще резонансные уголовные дела, связанные с угрозой для санитарно-эпидемиологического благополучия населения Тверской области, расследуются сегодня Волжским межрегиональным природоохранным следственным управлением?
– Работаем по делу о сокрытии информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья населения, директором по производству ООО «Тверь Водоканал». Следствие установило, что в июне 2010 года в Твери в результате аварии на канализационных сетях ООО «Тверь Водоканал» произошла утечка неочищенных фекальных стоков в Исаевский ручей, Тверцу и Волгу. Подозреваемый (в нарушение действующего законодательства и своих должностных обязанностей) не сообщил в контролирующие органы об утечке загрязненных стоков. В результате его преступных действий была создана реальная опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды. В настоящее время допрошены свидетели, назначены экспертизы, по результатам которых будет дана уголовно-правовая оценка данному факту.
Окончены дела о подаче ООО «Тверь Водоканал» питьевой воды, не отвечающей требованиям радиационной безопасности, о нарушении правил обращения с химическими опасными отходами на территории санитарно-защитной зоны Тверецкого водозабора, о незаконном строительстве автомобильной дороги в деревне Селище Кимрского района, в результате был нарушен естественный гидрологический режим государственного природного заказника «Болото „Марковское“, и другие.
Что касается питьевой воды, то это уголовное дело было возбуждено еще природоохранной прокуратурой и представляло особую сложность в расследовании. Было проведено 17 уникальных экспертиз, допрошено большое количество свидетелей. В результате нам удалось доказать, что подаваемая с 5 декабря 2005 года по декабрь 2006 года населению Твери питьевая вода либо очищалась ненадлежащим образом, либо вообще не подвергалась очистке. В результате содержание фтора в ней превышало предельно допустимые концентрации, превышен был и уровень содержания природных радионуклидов. При этом плата с потребителей взималась регулярно, согласно тарифам по подаче питьевой воды, соответствующей санитарным нормативам. В то же время информация о создавших опасность для жизни и здоровья людей фактах ни населению, ни органам местного самоуправления, ни органам Роспотребнадзора должностными лицами „Водоканала“ не сообщалась. И, как следствие, не проводились адекватные мероприятия по уменьшению негативного влияния не соответствующей безопасным показателям питьевой воды.
Обвинение было предъявлено бывшим руководителям МУП „Тверьводоканал“ и ООО „Тверь Водоканал“. Но дело только обвинительным заключением не ограничилось. В ходе расследования были выполнены необходимые мероприятия по приведению питьевой воды в соответствие с нормативами. В 2007 году проведена санитарно-техническая очистка 27 скважин, заменены загрузка и фильтрационные трубы станции обезжелезивания воды, ведутся ремонтные работы на очистных сооружениях.
– Юрий Владимирович, что говорит правоприменительная практика о действующем законодательстве в сфере охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия человека?
– Для нас острой проблемой, создающей препятствия следственной практике, является несовершенство главы 26 УК РФ об экологических преступлениях. Содержащиеся в некоторых нормах оценочные, не имеющие четких критериев понятия, такие как „существенный вред“, „тяжкие последствия“, не позволяют однозначно определить наличие состава преступления, что ведет к необходимости назначения специальных исследований, экспертиз, в том числе дорогостоящих.
Как требовать исполнения в полной мере Федерального закона „Об охране атмосферного воздуха“, если до настоящего времени не разработаны таксы и методики определения размеров вреда, причиненного окружающей природной среде загрязнением воздуха, и так далее? Устранение имеющихся недостатков и конкретизация норм права способствовали бы усилению эффективности нашей работы по выявлению и расследованию преступлений. Нами подготовлено и направлено на рассмотрение в Следственный комитет при Прокуратуре РФ соответствующее ходатайство.
– И в заключение нашей беседы: как гражданин может обратиться в ваше управление?
– Информация о порядке обращения к нам, возможные контакты имеются на нашем сайте (www.vmpsu.ru). Заявления и обращения можно направлять по почте либо подавать на личном приеме. Для уточнения возникающих вопросов граждане могут позвонить по телефону 58-22-72.
Надежда НЕСТЕРОВА