Душа русской балалайки | официальный сайт «Тверские ведомости»
подписка
Международная выставка-форум ВДНХ

Душа русской балалайки

10:35

24 сентября 2010

1212

К 150-летию создателя первого в мире оркестра русских народных инструментов В.В. Андреева

В одной из фольклорных экспедиций по Оленинскому району, еще в 1980-х годах, я встретилась со старым народным музыкантом, который виртуозно и залихватски импровизировал на балалайке разные наигрыши. Падеспань и полечку, краковяк и «Камаринскую» сменяли полонез Огинского и вальс «Березка»; за старинной песней «Лучинушка» следовала веселая «Барыня», потом «Варяг» и «Смуглянка».

Я с интересом наблюдала за удивительно самобытной игрой простого тверского крестьянина из глубинки, убеленного сединой, с большими грубыми руками и заскорузлыми пальцами, восхищаясь его мастерски художественной хваткой и тонким вкусом.

Когда деревенский концерт был закончен, дед аккуратно и бережно положил на лавку свой уже довольно потертый, но такой дорогой ему инструмент. Помолчал, потом, сверкнув глазами, сказал: «Во как играет! Сама! А ведь я ее, родимушку свою, еще до войны на ржевском базаре купил. Всю войну дорогуша меня ждала. Словно знала, что вернется солдат домой».

Заинтересовавшись балалайкой, я взяла ее в руки и обнаружила старую наклейку-ценник: Ржев, 193… (неразборчиво); цена – то ли десять рублей, то ли чуть больше. Так началось мое знакомство со ржевской балалайкой. Уже потом узнала в архивах, что работал во Ржеве ремесленный цех по изготовлению музыкальных инструментов. Он находился в квадрате центральной торговой площади в ее северной части, по своей левой стороне соседствуя с городским театром (до конца десятых годов ХХ века частного театра и дома П.С. Немирова, или, как называли его в народе, «Немировича» – известного верхневолжского мецената и театрала).

«Музыкальная артель имени А. Горького» (именно так официально называлась та небольшая мастерская) выпускала балалайки, гитары, мандолины, домры. Она была эвакуирована во Ржев из Прибалтики в 1918 году.

Угловой белокаменный одноэтажный дом в три окошка примыкал круглой высокой аркой к пятой образцовой школе, занимавшей три больших строения: начальная, средняя и служебные помещения. Старожилы Ржева, ученики той школы, вспоминали: во время переменок ребятишки часто бегали во двор мастерской, а после уроков иногда заходили и в само здание. Там всегда по-особому пахло свежей древесной стружкой, лаком, красками, клеем.

Мастеров-настройщиков было немного: два или три. Их рабочие комнаты были завалены инструментами, мотками струн и разными специальными приспособлениями, к которым даже прикасаться не разрешалось. Только смотреть.

Чтобы найти «голос» новому звуковому механизму, музыканты сначала разбредались по разным углам мастерской или уходили во дворик и долго сами играли, чутко вслушиваясь в тембровые краски. Когда же инструмент рождал и находил собственный живой звук, его пробовали в составе ансамбля.

В 1920–1930-х годах в музыкальной мастерской спаянным «дуэтом» работали братья Дроздовы, Александр и Виктор. Веселые, заводные, искрометные, очень обаятельные и дружелюбные, они обладали словно особой магией сплачивать и радовать людей. Как из рога изобилия, из них выплескивались частушки и прибаутки, песни и наигрыши, польки и вальсы. Ребята были душой любой компании и незаменимы на всех танцевальных вечерах. Гармонисты, баянисты, гитаристы, мандолинщики… Дай им любой звучащий инструмент – все вокруг приходило в движение, зажигалось ритмом и энергией. Золотые руки, умные и светлые головы были у обоих братьев. Только вот судьбы военных лет стали для них разными.

В целом же в первой половине ХХ века было очень распространено музицирование в домашнем и светском быту. Пение и игра на музыкальных инструментах, участие в художественной самодеятельности были весьма распространенным и поощряемым явлением. Практически в каждой школе, училище, да и во всех клубах на промышленных предприятиях занимались эстетическим развитием и любительским концертированием. Этим можно объяснить большой спрос на изготовление музыкальных инструментов.

После войны ржевская мастерская так больше и не возобновила своей работы. Хотя в Вышнем Волочке, например, до 1990-х активно действовала целая фабрика по ремонту и изготовлению инструментов. И не только балалаек, домр, мандолин, но и гитар, гармошек и даже пианино.

А сейчас немного истории. Уже к концу ХIХ века традиционные народные музыкальные инструменты в России почти вымирали. Европейские гитары и мандолины профессиональной работы и фабричные гармошки вытесняли народные самоделки. Практически полностью исчезала домра. Редкостью становились гусли. Оказываясь невостребованной, забывалась балалайка. Словно угасала народная душа, съедаемая жестоким горнилом новой эпохи.

Но родился на Тверской земле, в бежецкой ее глубинке, Василий Васильевич Андреев (1861–1918) – настоящий самородок и миссионер русской балалайки. В мире музыкальной культуры он славен как выдающийся музыкант и композитор, блестящий концертный исполнитель, создатель первого в мире оркестра русских народных инструментов. Именно он практически из небытия возродил и усовершенствовал целый ряд уникальных музыкальных предметов: струнных, звукошумовых, духовых, придав им статус оригинальных концертных оркестровых инструментов.

Тонкими невидимыми нитями он всю жизнь был связан со Ржевским краем. Расскажу лишь о немногом.

Немалая роль в художественном взрослении В.В. Андреева принадлежит его отчиму, принявшему на воспитание двухлетнего мальчика. Петербургский военный железнодорожник, инженер-поручик Нил Николаевич Сеславин (1834–1875) стал для будущего артиста и дирижера жизненной опорой, другом и наставником. Благодаря его стараниям и заботам художественно одаренный мальчик занимался музыкой у лучших преподавателей, посещал художественные курсы, свободно общался на разных языках, постоянно бывал в лучших столичных театрах, путешествовал за границей.

Н.Н. Сеславин принадлежал к славному дворянскому роду, имевшему свои давние корни на Ржевской земле. Его дядя Александр Никитич Сеславин (1780–1858) владел имением на реке Сишке в селе Есемово (теперь это земли Кокошкинского поселения). Сын ржевского городничего, он окончил Петербургский артиллерийский и инженерный кадетский корпус. В Отечественную войну 1812 года был адъютантом М.Б. Барклая-де-Толли, возглавлял партизанский отряд, первым обнаружил отход Наполеона из Москвы. Позднее стал командиром гусарского полка, генерал-лейтенантом. Был награжден многими орденами.

Немалую роль в становлении идеи В.В. Андреева о возрождении традиционных русских народных инструментов сыграл еще один ржевитянин. Как для многих певцов, музыкантов и композиторов второй половины ХIХ века (вспомним торопчанина М.П. Мусоргского, нижегородца М.А. Балакирева, вышневолочанку Д.М. Леонову и других), наш земляк Тертий Иванович Филиппов (1826–1899) стал и для Василия Васильевича духовным покровителем и благородным защитником.

С начала 1890-х гг. В.В. Андреева постоянно приглашали на еженедельные музыкальные вечера к Т.И. Филиппову, на тот момент – уже одного из высших сановников России, действительного тайного советника, государственного контролера, сенатора, члена Синода, почетного члена Императорской академии наук. Домашний адрес Тертия Ивановича: Санкт-Петербург, Набережная Мойки, 74, – считался одним из «заповедных мест», где определялись и выстраивались творческие судьбы многих уникальных художественных личностей: Н.А. Римского-Корсакова, В.В. Андреева, Ф.И. Шаляпина… Здесь проходили встречи музыкантов, впервые «на людях» проигрывались новые произведения, делались наброски будущих работ. Хозяин дома очень ценил талантливых самородков, часто повторяя, что «они родятся веками, и мы должны служить им, а не они у нас». По существу, для России на тот момент Т.И. Филиппов был «министром культуры на общественных началах».

На одном из таких вечеров дебютировал на балалайке Василий Андреев. Выступление было настолько удачным, что Тертий Иванович предложил Андрееву составить цикл общих концертов своего мужского хора и оркестра балалаечников, что и было сделано. Газеты того времени отмечали большой успех совместного проекта. (Кроме всего прочего, Филиппов был организатором и меценатом хора, с которым занимался и готовил к выступлениям.)

В обращении к государю (1896) Т.И. Филиппов писал: «Немалую помощь в деле приобщения к народной музыкальной культуре „может оказать и балалайка Андреева“. Император дает согласие. Государственная казна отпускает нужные средства на содержание и обучение целого штата преподавателей балалайки в войсках русской армии, на открытие ремесленных мастерских для изготовления концертных инструментов.

В 1900-х годах В.В. Андреев уже сам обращается в Министерство просвещения с вопросом о проведении в каникулярное время семинаров для преподавателей народных школ и гимназий по изучению и овладению традиционными инструментами. Проект был одобрен. Его плодотворным итогом стала большая популяризаторская работа и почти повсеместное распространение ансамблей и оркестров народных инструментов. Например, летом 1912 года в Петербург на специальные обучающие курсы приехало свыше ста учителей и учительниц сельских школ со всех концов России.

После В. В. Андреев обратился уже в Министерство путей сообщения, и с 1913 года оркестры начали создаваться в железнодорожных училищах. В Ржеве еще в 1950–1970-е годы в профессиональном училище № 8 (железнодорожного профиля) занимался солидный (до 50 человек) оркестр народных инструментов. Да и практически в каждой ржевской школе в этот же период работали подобные инструментальные ансамбли. А с открытием детской музыкальной школы значительно активизировалась профессиональная подготовка любителей такого вида музицирования.

Совсем недавно вышел в свет хорошо иллюстрированный и красочный альманах „Поет Ржев“, рассказывающий о состоянии художественного исполнительства, руководителях музыкальных коллективов, местных композиторах. Сейчас в городе свыше 30 детских и взрослых ансамблей, хоров. Они продолжают и развивают лучшие духовные и музыкально-художественные традиции. Один из них – ансамбль русских народных инструментов „Метелица“ (создан в 1993 году, основатель и руководитель –С.Н. Куликова) – является прямым потомком творческого начинания В.В. Андреева. В ансамбле используются классические и народные инструменты (домра, баян, аккордеон, контрабас, колокольчики и другие). Он является постоянным участником областного фестиваля „Андреевские дни“, который традиционно проходит в Бежецке, на родине В.В. Андреева.

Традиции, заложенные нашими со-отечественниками и земляками Т.И. Филипповым, В.В. Андреевым и многими другими подвижниками русской культуры, живы и сегодня. Их имена, идеи и замыслы – в творчестве и памяти потомков.

Ольга КУЗЬМИНА

Ржев

0
"Тверские ведомости" теперь в Дзене! Подписывайтесь на наш канал и читайте только важные новости. Также присоединяйтесь к нам в ВК, ОК и Телеграм.

Из этой же рубрики

Лента новостей

В Тверской области полицейские задержали наркокурьера с 61 килограммом гашиша

14:13 / 03.07.2024 52

К 12.00 восстановлено электроснабжение более 50 % пострадавших от непогоды потребителей Тверской области

14:01 / 03.07.2024 32

Изобретатели Тверской области могут принять участие в ежегодном конкурсе «Успешный патент»

13:52 / 03.07.2024 15

На Международном форуме «Инженеры будущего» представлены новые возможности в промышленности

13:46 / 03.07.2024 25

Председатель областного парламента Сергей Голубев провёл приём граждан

13:34 / 03.07.2024 35

В Торжке простятся с бойцом СВО Алексеем Соколовым

13:16 / 03.07.2024 59

4 июля в нескольких городах Тверской области запланированы отключения электроэнергии

13:13 / 03.07.2024 41

Жителя Тверской области лишили автомобиля за вождение в нетрезвом виде

13:12 / 03.07.2024 108

ТифлоцеВертикаль» из Тверской области победил в двух номинациях премии «Мой добрый бизнес»

13:00 / 03.07.2024 17

Найден ответ на вопрос: почему одни кошки царапаются больше, чем другие

12:39 / 03.07.2024 159

Кесовогорский муниципальный округ отметил День молодежи

12:23 / 03.07.2024 27

Жителей Верхневолжья приглашают к участию во Всероссийском форуме рабочей молодёжи

12:12 / 03.07.2024 32

Эксперты назвали самые перспективные инвестиционные активы в третьем квартале

12:01 / 03.07.2024 37

Жителям Верхневолжья напоминают о соблюдении правил пожарной безопасности в лесах

11:55 / 03.07.2024 31

За неделю у жителей Тверской области изъяли два десятка единиц оружия

11:46 / 03.07.2024 115

Следствие выясняет обстоятельства падения ребенка из окна в Тверской области

11:42 / 03.07.2024 55

Врач рассказал о способе снизить риск инфаркта в жару

11:36 / 03.07.2024 112

В Торжке огнеборцы МЧС оперативно ликвидировали сильный пожар в жилой квартире

11:33 / 03.07.2024 51

Региональный маткапитал в Тверской области доступен без заявления

11:25 / 03.07.2024 167

В Твери перекроют движение на улице Склизкова

10:54 / 03.07.2024 182

Врачи фиксируют рост обращений в связи с жаркой погодой

10:52 / 03.07.2024 151

Губернатор Игорь Руденя поздравил сотрудников и ветеранов Госавтоинспекции с профессиональным праздником

10:44 / 03.07.2024 59

В Твери обсудили, как развивать экотуризм на особо охраняемых природных территориях

10:37 / 03.07.2024 70

№25-2024: Читайте свежий номер «Тверских ведомостей»

10:33 / 03.07.2024 99

В Роспотребнадзоре сообщили о росте заболеваемости клещевым боррелиозом

10:14 / 03.07.2024 138

В России вопреки сезонности дорожает плодоовощная продукция

10:09 / 03.07.2024 103

Половина преступлений совершается в Интернете

09:54 / 03.07.2024 51

Неоднократно судимый житель Верхневолжья снова сел пьяным за руль, похищенной машины

09:50 / 03.07.2024 137

Подростки на военно-спортивных сборах постигают науку побеждать

09:42 / 03.07.2024 171

 В Твери ребенок упал с четвертого этажа, а его отца арестовали за хулиганство

09:18 / 03.07.2024 735