Село Завидово. Утро. Перед въездом в храмовый комплекс – большой автобус «Мосфильма». Во второй день съемок «Дворцовых переворотов» Светланы Дружининой съемочная группа раскачивается долго. За это время оператору можно поудить рыбу в местном пруду, всем светотехникам и прочим техническим работникам закидать всю Успенскую церковь кабелями и оснастить режиссерским пультом и прочей сложной электроникой.
Утро – это время эклектики – когда принцу Брауншвейг-Беверн-Люненбургскому Антону можно ходить перед помолвкой в парике и кедах, а служительнице свечной лавки Успенской церкви Ларисе сменить обычную одежду на пышное платье XVIII века и кудрявый парик и в образе племянницы императора продавать членам съемочной группы свечи и принимать от них записки. Смотрится очень своеобразно.
Утро. Все большое семейство настоятеля Завидовского церковного комплекса протоиерея Валерия Ильина переодевается в исторические костюмы, а сам батюшка «репетирует» перед аналоем обряд венчания.
Здесь, в Завидове, народная артистка России, режиссер Светлана Дружинина снимает эпизод венчания Анны Леопольдовны и принца Антона – это новая часть знаменитых «Тайн дворцовых переворотов» Дружининой, которая носит рабочее название «Два рыцаря, или Охота на принцессу». Все основное масштабное действо было снято накануне (на «венчании“ Анны Иоанновны пел хор Свято-Даниловского монастыря), но и на второй день осталось чем заняться. Крещение дочки Сумарокова, которое должно происходить на улице, у храма, чуть было не сорвалось из-за дождя. Синоптики прогнозировали в этот день штормовые ветры и град. Киношники скрещивали за спиной пальцы – съемочный день стоит дорого.
Анну Леопольдовну – племянницу Анны Иоанновны, которой императрица завещала трон, – играет дебютантка Снежанна Полежаева, принца Антона – Александр Гловяк, в фильме задействованы многие известные актеры, в том числе Александр Домогаров с сыном. Массовка» тоже получилась непростая. У Светланы Дружининой язык не поворачивается таких людей называть массовкой. Аристократы, присутствующие на венчании, – это и актеры, и все семейство Валерия Ильина, в том числе внуки, и даже представители Завидовской фетровой фабрики, где для съемок по старым лекалам шились гвардейские треуголки.
Отец Валерий консультируется с оператором – неизменным спутником Дружининой и на работе, и в личной жизни – супругом Анатолием Мукасеем, который, несмотря на присущую Дружининой режиссерскую нетерпеливость, на все реагирует спокойно и рассудительно.
Пока снималась сцена надевания венцов, а волнующийся отец Валерий снова и снова терпел перед носом щелчки хлопушки, можно было выйти на улицу (дождь как раз кончился на радость всем) и видеть, как из автобуса выгружается целая рота солдат-срочников. Спустя какое-то время они появились в поле зрения уже в облачении певчих монахов, беспрерывно поправляя на головах черные клобуки и поднимая полы облачений, из-под которых виднелись камуфляжные армейские штаны, заправленные в сапоги. Кино – интересная штука.
Ребята рады посниматься. Тем более почти все – дембеля. Скоро с родителями можно будет смотреть себя по телевизору.
А в Успенской церкви то и дело: «Камера! Мотор! Стоп!» – и прочие словесные киноатрибуты. «Массовка» при первой возможности выбегает курить, операторы хватают удочки и – на пруд. Дружинина за пультом почти не сидит, машет руками, раздражается, но тут же успокаивается, улыбается и даже находит минутку, чтобы сказать журналисту пару слов о том, как она любит Завидово.
– Это место меня всегда манит. Оно очень русское, – говорит режиссер.
С Тверской землей Дружинина дружит давно, с момента съемок фильма «Гардемарины, вперед!», а в Завидово иногда приезжает просто так, без автобусов и грузовиков с аппаратурой. В храме постоять…
Дружинина так увлечена снимаемым историческим сюжетом, что, несмотря на подталкивания второго режиссера (все уже стоят по местам и ждут команды), рассказывает на диктофон, какие необыкновенные исторические прецеденты создались в России после отмены Петром I порядка престолонаследия: «Россией стали править одни бабы», и сам Петр, если б знал, был бы не рад. Дружинина рассказывает о бездетной Анне Иоанновне (ее молодой муж скончался почти сразу после венчания), которая, боясь, что престол достанется неизвестно кому, завещала трон своей племяннице Анне Леопольдовне (точнее, не самой Анне, а ее сыну, если таковой у нее родится). Было Анне в то время всего двенадцать лет.
– Можно представить, какую приманку для политических интриг представляла она тогда. А как только ей исполнилось восемнадцать, вокруг нее моментально начали виться мужики. И этот брак с австрийским принцем Антоном – политический союз. Анна терпеть не могла своего супруга, а настоящий ее возлюбленный был выслан из России из-за опасения, что… Впрочем, сами все увидите потом.
– А когда?..
– Не спрашивайте, – машет руками. – Никогда не спрашивайте у водителя, выехавшего из пункта А, когда он будет в пункте Б. Мало ли что будет впереди…
Дружинина «улетает“ за пульт, щелчок хлопушки», и «поехали»…
День совсем разгулялся. Можно посидеть на крыльце храма и понаблюдать, как люди в аристократических костюмах разговаривают по мобильнику, разглядывают старинные церковные интерьеры, а солдаты вживаются в роль гвардейцев, и понять для себя: как же сложно снимать кино, тем более историческое. Зато необыкновенно интересно! Это перекличка стилей, времен, миров. Это искусство контрастов и парадоксов, к которому ну никак нельзя относиться только как к работе.
На небе ни следа туч. Дочку Сумарокова сегодня все же «покрестят», а суеверные «киношники» облегченно вздыхают: синоптики опять ошиблись. Слава Богу!
Александр ДЫЛЕВСКИЙ