Итальянская фамилия Росси созвучна слову «Россия». Ее носили многие известные итальянцы, а прославили русские архитекторы и художники итальянского происхождения. И первым в этом ряду стоит великий зодчий Карло ди Джованни Росси, в нашей стране более известный как Карл Иванович Росси.
Он родился в 1775 году в Неаполе, в возрасте 13 лет со своей мамой балериной и ее мужем Шарлем Ле Пик приехал в Петербург, куда пригласили его знаменитого отчима, балетного танцора и хореографа.
Учился мальчик в Петришуле – это первая в Санкт-Петербурге школа, основанная при Петре Первом, среди ее учеников были также Николай Бенуа, Петр Лесгафт, Даниил Хармс, Модест Мусоргский, Николай Фаберже. Росси любил рисовать, и благодаря знакомству родителей с соотечественниками, архитекторами Винченцо Бренна и Пьетро Гонзага, у него появились хорошие учителя.
В возрасте 20 лет он поступил на службу в Адмиралтейскую коллегию архитектуры, первой его практикой стала работа чертежником при строительстве Михайловского замка, где он был помощником своего наставника – придворного архитектора императора Павла I. Одновременно Винченцо Бренна переделывал интерьеры в Зимнем дворце, достраивал Исаакиевский собор, работал в Гатчине и дворце на Каменном острове. Чертежи всех этих проектов рисовал Карл Росси.
В 1802 году Бренна уехал из России и взял с собой ученика, чтобы тот поучился архитектурному мастерству в Италии и Франции.
Вернувшись домой, молодой архитектор разрабатывал проекты типовых строений для обустройства городов и служил художником на фарфоровом и стеклянном заводе.
Потом была работа в Москве, но из того, что он там создал, почти ничего не сохранилось. А в 1809 году в жизни архитектора начинается важный для нашей губернии период: он приехал в Тверь. Росси занялся перестройкой Путевого дворца великой княгини Екатерины Павловны и, став членом комитета по благоустройству Твери, спроектировал здесь здания театра, губернской канцелярии, семинарии, военного госпиталя, торговых рядов, церкви Трех Святителей, собор Крестовоздвиженского монастыря. Здесь он сформировался как мастер градостроительного искусства.
Через несколько лет вернулся в Санкт-Петербург, и с тех пор весь свой талант отдавал этому городу. Росси известен не только как автор отдельных зданий, но и создатель архитектурных комплексов – по его проектам застроены 11 площадей и 12 улиц в центре города. Люди того времени говорили: создается ощущение, что Санкт-Петербург строится заново.
Наследие архитектора Росси связано, прежде всего, с созданием оригинального художественного стиля – так называемого русского ампира, который произвел эпоху в архитектуре. Выдающийся художник и искусствовед Игорь Грабарь назвал Карло Росси последним великим зодчим Европы.
Как писал тверской искусствовед Михаил Ершов, произведения Карла Росси подарили городу шанс войти во все энциклопедии по истории архитектуры, привлечь знатоков и туристов. Не все созданное архитектором в Твери сохранилось, но, к большому счастью, на пересечении бульвара Радищева и Студенческого переулка по-прежнему стоит, привлекая свежим видом, прелестный особнячок.
Он был построен в 20-х годах позапрошлого века, в разные годы использовался как жилой дом, склад, контора, пивзавод, редакция. И всегда, даже в не самый лучший свой период, выглядел празднично и с любого ракурса смотрелся органично. Будет уместно еще раз процитировать Михаила Ершова: «Студенческий переулок застроен многоэтажными зданиями, несущими явный отпечаток конструктивизма – авангардного течения первых революционных десятилетий. Но ощущения резкого диссонанса, грубого перепада высот, как ни странно, не возникает. Таково свойство искусства архитектуры: если оно настоящее, культурное, стильное, его произведения легко уживаются друг с другом».
Еще недавно жители, проходя мимо дома по адресу: бульвар Радищева 41/30, грустили, опасаясь, что этот милый особнячок так и не доживет до лучших дней: больше десяти лет он пустовал и разрушался.
Но весной этого года в отремонтированном здании открылся музей живописи Валентина Сидорова «На теплой земле», и вместе с картинами в эти залы вошла жизнь.