Тверской академический театр драмы завершил календарный год премьерой: музыкальная сказка «Каменный цветок» поставлена по мотивам уральских сказов Павла Бажова.
Павел Бажов – писатель, чьи произведения почти не переносились на театральную сцену. Известен только балет «Каменный цветок», несколько фильмов и мультфильмов. Перенести на сцену сказку с ее магической реальностью не так-то просто. Но создатели спектакля выполнили эту амбициозную задачу. Все полтора часа сценического действия публика, затаив дыхание, следила за происходящим на сцене.
«Каменный цветок» представляет собой микс, импровизацию, яркую фантазию по мотивам сюжетов бажовских «уральских сказов» – «Хозяйка медной горы», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Горный мастер» и других. Мастер-камнерез Данила (актер Александр Крайнов) мечтает создать такое произведение искусства, цветок из природного камня, равных которому нет на свете. По совету колдуньи Вихорихи (актриса Татьяна Лугачева) он отправляется на поиски Хозяйки медной горы, попадает в заповедный лес, а после оказывается в заколдованном царстве, где обречен быть «горным мастером» до скончания века. И только любовь его невесты Насти (актриса Виктория Козлова), не побоявшейся вступить в противостояние с самой Хозяйкой медной горы (актриса Анжелика Панкова), помогла Даниле вернуться домой и понять, что главная красота – не в камне, а внутри человека.
Мне нравится следить за творчеством Иоланты Мельниковой, за ее режиссерскими работами. Она не боится экспериментировать, работать с непривычным материалом, не боится осваивать новые форматы. В «Каменном цветке» самым активным образом используется сращение театрального искусства с видеоинсталляциями. Выползающие на экране на берег русалки спустя какое-то время оказываются на сцене, клубы дыма заволакивают пейзаж на видео и просачиваются в зал, Данила-мастер из заколдованной пещеры на экране врывается на сцену прямо в объятия Насти… Это здорово придумано, сделано и не нарушает темпа спектакля. Но главное – создает особую сказочную атмосферу, не просто потому, что действуют одновременно люди и фантастические существа (говорящие полозы, русалки, болотная нечисть), но и само действие словно раздвигается за счет этих экранных вставок.
«Каменный цветок» вообще спектакль, на мой взгляд, удивительно роскошный в визуальном отношении, и об этом следует сказать особо. Поразительная сценография Николая Юдина, яркие костюмы Ирины Подосенковой, где запоминающийся образ придуман каждому, даже второстепенному персонажу. Чего стоит изумительный, сделанный с редкостным вкусом и фантазией наряд Хозяйки медной горы, имитирующий одновременно и шкуру ящерицы, и своды уральских пещер, блестящие от вкраплений медной руды.
Время разделено на четыре сезона, начало каждого барабанным боем обозначают слуги Малахитницы. Алексей Майский, Никита Бахметьев, Никита Березкин и Геннадий Бабинов, которые выходят на сцену в рогатых шлемах и демонстрируют слаженный и динамичный танец, стали настоящим украшением спектакля, своеобразным «живым метрономом», определяющим его темп.
Жанр «Каменного цветка» определен как музыкальная сказка, хотя опытные зрители догадываются, что история Данилы-мастера – это мениппея, редкий жанр, описывающий путешествие героя в царство мертвых, что роднит сказы Бажова, например, с «Божественной комедией» Данте или «Снежной королевой» Андерсена.
Впрочем, маленьким зрителям эти культурологические изыскания ни к чему – они, не отрываясь, смотрят, как развивается действие. А для их родителей настоящей отрадой станут многочисленные фольклорные и танцевальные номера, которыми Иоланта Мельникова щедро наполнила действие, превратив истории Бажова в увлекательный мюзикл, в одну из самых красивых сказок на тверской сцене.
Фоторепортаж с премьеры спектакля