Под таким названием 22 октября в Тверском городском музейно-выставочном центре открывается персональная выставка живописца Николая Давыдова.
Он закончил художественную школу, художественное училище имени В.И. Сурикова в Красноярске, Владивостокский институт искусств. Почти 25 лет Николай Давыдов живет и работает в окрестностях «Академической дачи“ имени И.Е. Репина в Вышневолоцком районе.
Николай Давыдов – ведущий живописец Тверского отделения Союза художников России, постоянный участник крупных региональных, всероссийских и зарубежных выставок. Имеет высокие награды различного уровня. Его творческие достижения отмечены медалью и дипломом Российской академии художеств.
Николай Давыдов признанный мастер натюрморта, портрета, но особую любовь художник испытывает к жанру пейзажа. Созданные им большие серии пейзажей получили широкое международное признание. В последние годы Давыдов много ездит по стране. Художник работал в Карелии, Республике Коми, на Новгородской земле, в Сибири и на Чукотке. Этапной в творческих поисках этого направления стала работа на Валааме, в знаменитой святой обители. В 1999 году Николай Давыдов получил благословение в Свято-Даниловом монастыре у архимандрита Алексия на написание русских храмов и монастырей.
Важная страница творчества Давыдова посвящена природе средней полосы России, Верхневолжью. Оно тесно связано с образом современной русской деревни, жизнь которой Николай Давыдов внимательно изучает и искренне воспевает в своих произведениях.
Работы художника находятся в собраниях картинной галереи города Тольятти, Могилевского областного художественного музея, в Могилевском краеведческом музее, Художественном музее имени В.К. Бялыницкого-Бируля в городе Бялыничи (Беларусь), Бобруйском художественном краеведческом музее (Беларусь), в собрании Союза художников России и в Национальном музее Беларуси (Минск).
Некоторые истоки и особенности своего творчества художник раскрыл в беседе с “»:
– Главное в изобразительном искусстве, по-моему, – это образ! Для меня, например, образцы – Зверьков и Стожаров. Если художник не поднимается до образа, то цветы остаются цветочками, дома – домиками, речка – речкой. А вот если подняться, тогда речка с кустиками станет «Золотой осенью» Левитана. Сегодня настоящих, крепких пейзажистов по России очень-очень мало! Ведь если не умеешь играть на фортепиано – не сыграешь Чайковского, не умеешь писать – не напишешь «Войну и мир». А для художника краски – что для писателя слова. Техническое мастерство – необходимое условие, чтобы достичь духовных высот.
– Как вы пришли к выбору профессии?
– Мне было проще, чем многим художникам. Когда я еще в школе учился, дома висели подлинники Коровина, Левицкого, Бялыницкого-Бируля… Моим родственником был В.В. Мешков, и он завещал всю свою коллекцию нашей семье. Мешков хорошо знал и Шаляпина, и Коровина, и Гиляровского, они дарили и обменивались работами. Конечно, такая коллекция в доме сильно повлияла на мой выбор. Не было вопроса: кем стать в жизни. Были, конечно, и юношеские глупости, но толчком, определившим мою жизнь, стала встреча (еще студентом) с «Академической дачей». С тех пор считаю Вышний Волочек своим домом.
– Чем, по-вашему, можно объяснить феномен «Академической дачи»? Может, она на каком-то особенном месте поставлена? Почему вся художественная элита страны стекается именно сюда?
– Нет ни одного художника, который плохо отозвался бы об «Академической даче». Видимо, люди, которые стояли у истоков дачи, были очень мудрыми. Ведь не ставят церковь на случайном месте. Надо отдать должное: советская власть многое вложила в развитие «Академички». В нищей послевоенной стране находились деньги на художников. Сейчас для дачи наступило не лучшее время. Люди приезжают туда на два-три дня. А приехать работать на полтора месяца при стоимости проживания 900 рублей в день большинству художников не по карману. С другой стороны, поменялся политический строй, поменялся уклад, все поменялось, а дачу мы хотим видеть такой же. Она не может оставаться такой же. Думаю, она неизбежно возродится, но в новом качестве. И здесь велика роль Союза художников. Он обязан выходить на власть – и говорить, и требовать… Искусство не должно зарабатывать деньги. Содержать себя могут два-три музея в стране. Остальным нужна помощь государства, если, конечно, оно заботится о духовности своих граждан.
Дмитрий АЗАРОВ