Посмотри в небеса — и увидишь образ Непостижимого. Прикоснуться к таинству веры и искусства приглашает выставка, которая проходит в Доме России в Торжке. Она приурочена к празднику Троицы и называется: «Посмотри в небеса. Образы Непостижимого в деревянных храмах Торжка и Кижского погоста» (12+).
Это результат творческого сотрудничества Всероссийского историко-этнографического музея и музея-заповедника «Кижи». Выставка родилась благодаря проекту» Музейные маршруты России», который реализуется при поддержке Министерства культуры РФ. Посетители познакомятся с историей двух уникальных памятников деревянного зодчества, Старо-Вознесенской (Тихвинской) церкви Торжка и Спасо-Преображенской церкви Кижского погоста, которая входит в список культурного наследия ЮНЕСКО. Оба этих храма построены в начале XVIII века.
На открытии выставки присутствовали Благочинный Торжокского округа протоиерей Николай Алексеев, представители муниципальных властей, делегация музея-заповедника «Кижи». Приветственный адрес министра культуры Тверской области зачитала заместитель министра Оксана Миронова.
![кижи, зодчество](https://vedtver.ru/wp-content/uploads/2024/07/Маргарита-ВАСИЛЬЕВА-20-scaled-e1719985991811.jpg)
Погружение в реставрационный процесс
Как отметила директор музея-заповедника «Кижи» Елена Богданова, принципиально важно, что вопросы сохранения культурного наследия сегодня услышаны на самом высоком уровне, по поручению президента Владимира Путина стартует долгосрочная целевая программа. И объектам деревянного зодчества следует уделить особое внимание.
— Важно определить список объектов, которые войдут в эту программу. Мы можем их сберечь, оттачивая методики, готовя квалифицированные кадры. Тем более на базе нашего музея-заповедника уже создан Центр сохранения деревянного зодчества. Меня особенно обрадовало, что на вашей гостеприимной тверской земле традиции деревянного зодчества берегут и в быту. Подъезжая к Торжку, в деревне Марьино, я заметила невероятно красивые деревянные ставни, наличники на жилых домах. Такие традиции, их передача от деда к внуку дорогого стоят, — поделилась Елена Богданова.
— Этот проект не только позволяет провести параллели между памятниками Верхневолжья и Заонежья, но и погружает посетителей в реставрационный процесс. Нам очень важно поднять вопросы научной реставрации таких объектов, — отметила Маргарита Кистерная, заместитель директора по научно-фондовой и экспозиционно-выставочной деятельности музея-заповедника «Кижи».
Она рассказала историю возрождения Спасо-Преображенского храма.
— При реставрации вставал вопрос, можно ли эксплуатировать древесину, которой 300 лет, или надо заменить ее на новую. Ответ искали десятилетиями. Специалисты изучали грунт, прорабатывали инженерные решения. И пришли к выводу: древесина, если она не поражена грибами и насекомыми, может служить очень долго. Дерево защищает себя само. Ему нужно лишь помочь в этом, обеспечить отсутствие протечек, вовремя выявить следы биоразрушения. В итоге 70 процентов бревен, использовавшихся при строительстве в 1714 году, было сохранено. В нашем музее опробована целая методика мониторинга и профилактического обслуживания памятников деревянного зодчества, бережной консервации с большим доверием к памятнику, к материалам и технологиям, проверенным веками. И мы рады видеть, что те же методы используют в Торжке, — рассказывает Маргарита Кистерная.
![кижи, зодчество](https://vedtver.ru/wp-content/uploads/2024/07/Маргарита-ВАСИЛЬЕВА-11-scaled-e1719986084254.jpg)
Тайна названия
Название «Посмотри в небеса» символично.
— «Небесами» называлась верхняя часть потолочных перекрытий в храмах центральной и северной Руси. В центре композиции находился образ Троицы — часть иконописной программы храма, связывающий символику архитектуры с символикой иконостаса, — поясняет куратор выставочного проекта Виктор Кузнецов, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник ВИЭМ.
Визуальный ряд выставки составляют старинные иконы. Посетители познакомились с особенностями иконописных техник, с их отличием от академической живописи.
— За любой иконой стоит текст – молитва, евангельская легенда. Вот, например, икона Знамения Пресвятой Богородицы из наших фондов. С этим образом связано целое предание об осаде Великого Новгорода войсками Андрея Боголюбского. По легенде, когда стрела попала в лик Богоматери, из ее глаз полились слезы. Это чудо устрашило врагов и спасло Новгород, — рассказывает Виктор Кузнецов.
— Мы также привезли редкие иконы северных храмов. И многие из них сохранили не только мастерство иконописца, но и следы особенного, необычайно теплого отношения русского народа к его небесным покровителям. Обратите внимание вот на этот образ, изображающий праматерь Еву, и на подпись: «Прабаба Ева». Так, с почти что родственной любовью, называли в народе родоначальницу племени человеческого. А вот эти иконы необычной клиновидной формы, которые обычно расходятся от круглого или восьмигранного медальона в центре потолочного свода, мы называем «гранями небес», — рассказывает Борис Москин, научный сотрудник музея-заповедника «Кижи».
Поиск утраченной святыни
Сквозной образ экспозиции – икона «Троица Новозаветная» («Сопрестолие»). Именно она служила смысловым центром композиции «небес» и в Кижах, и в Торжке. Посетители были удивлены, увидев изображение «Троицы» Кижского погоста в черно-белом исполнении. Почему так? Где охристое тепло и яркие акценты северной иконописной традиции?
— А это почти детективная история. В годы Великой Отечественной войны эта святыня была вывезена оккупантами и в результате утрачена. Сотрудники музея провели огромную исследовательскую работу, чтобы вернуть если не сами «небеса», то хотя бы их фотографии, фрагменты. И вот удача – в Финляндии удалось найти эти черно-белые снимки. Сейчас разрабатывается проект восстановления «небес» на основе этих фотографий и сохранившегося иконостаса, — говорит Борис Москин.
Кураторы отмечают: эта выставка посвящена не только иконописи. Пространство русского храма опиралось на архитектуру, органично вписывалось в природный ландшафт, обрамлялось иконостасом и наполнялось колокольным звоном. И это создает единую атмосферу церковного искусства.
Колокольный звон сопровождал и открытие выставки. Мастер-класс дал Эдуард Провоторов, старший звонарь и руководитель школы церковных звонарей «Колокольная Тверь» при Свято-Никольском храме в Красной Слободе. Затем представители музея-заповедника «Кижи» посетили достопримечательности Торжка.
— Для жителей и гостей Торжка большая удача — увидеть святыни легендарного острова. А для нас этот проект в первую очередь обмен опытом. У музея-заповедника «Кижи» богатейшие наработки в плане сохранения, популяризации и исследований памятников деревянного зодчества. Нам будет полезно посмотреть, как это работает, чему мы можем научиться. И применить новый опыт в изучении и репрезентации нашего наследия, – прокомментировала директор ВИЭМ Ирина Жукова.
Добавим, что ознакомиться с уникальной экспозицией можно до 25 сентября.