В лекционном зале Тверского музейновыставочного центра вчера, 14 июля, открылась выставка из коллекции тверского собирателя Андрея Цуркана. На ней представлено 29 живописных, графических работ, скульптура. Все авторы – тверские художники, которые видят в Андрее Цуркане одного из главных ценителей и хранителей тверского изобразительного искусства.
Андрей Цуркан – директор Тверского технологического колледжа. Это по долгу службы. По душевной потребности он – знаток искусства и активный помощник тверских художников. Это передалось по наследству. Отец Андрея в советские годы работал проректором Калининского политехнического института, заведовал кафедрой «Детали машин». Как настоящий интеллигент, водил дружбу со многими творческими знаменитостями. Особые симпатии семья Цурканов испытывала к художникам Ростиславу Благовещенскому и Вячеславу Шумилову. Их работы положили основу семейной коллекции, которую за последние 20 лет значительно пополнил сын. У Андрея Цуркана в доме 120 работ. «Увешаны все стены, но еще есть место для новых поступлений», – признается коллекционер. Творческие связи с тверскими художниками Андрей Цуркан расширил с середины 90х, когда живописцы и графики переживали не лучший период жизни. Комуто требовалась организационная, комуто – оформительская помощь. Шли к Цуркану с уверенностью в обязательном выполнении обещаний. Союз администратора и творцов искусства основан на взаимовыгодных условиях.
Наибольшее количество работ в коллекции принадлежит Ростиславу Благовещенскому и Борису Фёдорову. Из старейших в собрании – Сперанский, Светогоров, Волков, Солодов. Коллекцию можно назвать собранием знаменитостей. Андрей собирает работы не ради собственного удовольствия. Он помогает художникам лишний раз доказать на публике, как талантливы тверские мастера изобразительного искусства. В прошлом году коллекционер показал первую выставку из своего собрания. Открывшаяся вчера – вторая. В экспозицию вошли работы, приобретенные за последний год.
Вот как описывает экспозицию искусствовед Вера Четверикова: «Изящный и трепетный графический „Портрет девушки“ Е.Д. Светогорова соседствует со строгими, безупречно выполненными ксилографиями Геннадия Клюшина, прозрачный и призрачный натюрморт кисти В. Дмитриева – с аскетичным и торжественным, выполненным в технике сухой иглы, натюрмортом В. Анисимова. Пожалуй, полнее всего в экспозиции представлен жанр пейзажа – превосходной пастелью блистательного Б. Фёдорова, романтическими акварелями Р. Благовещенского, сельскими мотивами полотен Г. Угрюмова и Г. Ореликова. Холсты В. Солодова, В. Волкова, Б. Запруднова, Н. Дочкина предлагают нам прогуляться по нашему городу 60х, 70х, 80х годов и убедиться, что городской ландшафт сильно изменился с тех пор. Освещенный солнцем или омытый дождем, он попрежнему дорог для художников, но это уже другой город. И с этой точки зрения – сохранения памяти поколений – коллекция Андрея Цуркана представляет несомненный исторический интерес. Что касается художественной ценности экспонатов, безусловно, не все они равнозначны, но не будем снобами – собрание живет своей особой жизнью, и каждая работа (как и ее создатель) имеет свою биографию, свою энергетику и свою внутреннюю задачу. К подобной выставке нельзя подходить со строго искусствоведческой меркой – в данном случае это было бы по меньшей мере глупо».
Андрей Цуркан следует давней традиции. Великий русский собиратель П.М. Третьяков начал коллекцию с двух работ: «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Худякова и «Искушение» Н. Шильдера. Было это в 1852 году. В 1894м в галерее Третьякова было 1740 полотен кисти великих имен России. Свое собрание Третьяков завещал русскому народу.
Для Андрея Цуркана деятельность меценатов Третьяковых, Щукиных, Мамонтова, Морозовых – величайший пример для подражания. Коллекционер хочет, чтобы его личные ценности были доступны широкой аудитории. В этом и есть для него смысл собирательства.
Валерий БУРИЛОВ