В Вышнем Волочке удвоился прием малышей в детские дошкольные учреждения
Началось распределение мест в детских дошкольных учреждениях на следующий учебный год. Дети, стоящие на очереди, получат возможность посещать детские сады с1 сентября не только за счет мест, освободившихся после выпуска подготовительных групп, но и за счет ввода дополнительных мест. Новые санитарные нормы и правила теперь разрешают увеличивать количество детей в дошкольных группах, если позволяют площади, так что часть дополнительных мест появится в работающих детских садах. Кроме того, в последнее время в нашем регионе активно реализуется проект создания дошкольных групп в школах. Проект менее затратный, чем строительство новых детских садов или возврат ранее перепрофилированных дошкольных учреждений. Всего по области с 2011 по 2013 годы планируется на базе школ открыть дошкольные группы на 1200 мест.
Две детсадовские группы с 1 марта работают в вышневолоцкой школе № 19. Всего в здании начальной школы подготовлены помещения для четырех дошкольных групп, рассчитанные на 100 детей. Хотя подобные проекты и считаются наименее затратными, они тоже требуют серьезных финансовых вложений. Общая стоимость работ по подготовке помещений и прилегающей территории в школе № 19 составила 3 миллиона 520 тысяч рублей. Финансирование осуществлялось из областного и муниципального бюджетов в равных долях. Но на этом расходы не заканчиваются. Рассказывает директор школы № 19 Ирина Кураева:
– Функционируют пока две группы, так как сложно укомплектовать помещения необходимым оборудованием, мебелью. Также посуду, белье, игрушки и прочее нужно приобретать. Эта внутренняя «начинка» обходится 200 тысяч рублей на группу. Поэтому мы не смогли открыть сразу все четыре группы. Чтобы укомплектовать хотя бы две всем необходимым, нам оказали помощь предприниматели, руководители предприятий: Вышневолоцкого леспромхоза, ООО «Вышневолоцкий хлопчатобумажный комбинат». Всю мебель мы покупали у местного предприятия ОАО «Прогресс», причем часть они нам подарили. В связи со сложной финансовой ситуацией трудно сказать, когда состоится полное открытие. Но надеюсь, к сентябрю все четыре группы заработают, а может, и раньше.
Проблемы с набором персонала не возникло, хотя зарплаты микроскопические: помощникам воспитателей полагается минимальный размер оплаты труда, воспитателям – чуть повыше. Однако желающих оказалось больше, чем требуется. Причины две – безработица, а главное, возможность устроить своего ребенка в детский сад вне очереди.
Сейчас на очереди в детские сады в городе стоит около 1800 детей. Вышний Волочек входит в число наиболее проблемных городов и поселков нашего региона (это Тверь, Бежецк, Кувшиново, Конаково, Лихославль, Ржев, Торжок, Осташков, Сонково, Удомля), где ощущается серьезная нехватка мест в дошкольных учреждениях. Ситуация такова, что ежегодное открытие дополнительных мест не обеспечивает потребности всех стоящих на очереди.
О том, как продвигается очередь в нынешнем году, рассказывает руководитель Вышневолоцкого городского отдела образования Валентина Морозова:
– В этом году, чтобы упорядочить работу по набору детей в дошкольные учреждения, мы 31 марта вывесили списки очередников по возрастным группам. С 11 апреля в отделе образования создана комиссия по работе с очередниками. Проверяем, уточняем данные на каждого ребенка и надеемся к началу мая завершить распределение мест на будущий учебный год. В детских садах Вышнего Волочка около 1700 мест. По городской программе развития дошкольного образования создаются детсадовские группы в школах, а также открываются дополнительные места в детских садах. Создание дополнительных мест позволит частично снизить напряженность ситуации. В прошлом году в дошкольные учреждения было набрано 350 человек, а в этом году количество увеличилось вдвое – на сегодняшний день уже распределено более 700 детей.
Школы, в которых открываются детсадовские группы, оказались в непривычной ситуации. Ученический коллектив пополнился дошкольными группами, в учительский коллектив добавились воспитатели и помощники воспитателей. Перед руководством школы стоит сложный вопрос – что лучше: объединить всех, наладить взаимодействие между детсадовским звеном и школой или оставить неприкосновенной автономию этих структур. В школе № 19 детсадовские группы располагаются в здании, отдельном от основной школы, так что школьная жизнь со звонками, шумными переменами проходит отдельно от дошкольной жизни с играми, прогулками и послеобеденным сном. При этом все же прокладываются мостики для взаимодействия. Координирует работу дошкольных групп старший воспитатель Ирина Иванова. Она сторонница развивающего дошкольного образования, активно занимается внедрением новой образовательной системы «Детский сад2100». Школа по этой программе еще не работает, но со следующего учебного года планируется в первом классе тоже переходить на программу «Школа2100», чтобы соблюдалась преемственность.
Учителя и школьники приветливо приняли в свой коллектив дошколят. К открытию детсадовских групп ученики подготовили большой праздничный концерт. В дальнейшем планируется проведение совместных мероприятий. А учителя готовы сотрудничать с воспитателями в плане подготовки детей к учебе в школе. Сегодня уже школьные педагоги (логопед, преподаватели музыки и ритмики) работают по совместительству в дошкольных группах.
В связи с открытием детсадовских групп школьным классам пришлось потесниться. Хотя, по словам директора, особых проблем при этом не возникло. Потому что изначально основное здание школы проектировалось под 900 детей, а сейчас во всей школе насчитывается менее 700 учащихся.
Немаловажно, что большинство детей, набранных в дошкольные группы, проживает в близлежащем микрорайоне. Так что вполне вероятно, что эти дети впоследствии станут учениками той же школы. И тогда в полной мере можно будет сказать, что эти дети выросли в школе, которая действительно станла для них вторым домом.
– Наша школа выполняет социальную функцию, – рассказывает Ирина Кураева. – У нас не элитная гимназия, а обычная школа, здесь бывший рабочий микрорайон, окраина города. Поскольку предприятия работают не в прежних масштабах, здесь довольно сложный социальный состав. В этом микрорайоне есть дети из асоциальных семей, из малообеспеченных, многодетных семей. Знакомясь с родителями дошкольников, посмотрев результаты анкетирования, мы увидели, что контингент детсадовцев тоже проблемный. Много детей из неполных семей, много детей, у кого родители либо оба безработные, либо один из родителей не работает. Так что открытие детских групп для микрорайона весьма актуально.
Марина РУЧКИНА