По результатам Всероссийского конкурса информационно-просветительских материалов о продвижении детского телефона доверия Тверская область вышла в победители, в номинации «Помощь доступна» наш регион занял второе место.
Главная заслуга принадлежит министерству семейной и демографической политики региона и областному центру «Семья», которые регулярно публикуют информационные материалы, проводят мероприятия в школах, социально-реабилитационных центрах, оздоровительных лагерях.
Как отмечает Игорь Руденя, детский телефон доверия является эффективным инструментом профилактики происшествий с детьми. По номеру 8-800-200-01-22 можно обратиться за поддержкой, задать вопросы, поделиться проблемами и получить профессиональную консультацию. Звонок анонимный и бесплатный, работа ведется круглосуточно без выходных и праздничных дней.
О популяризации детского телефона доверия рассказала и.о. директора центра «Семья» Мария Ларионова. Важно, чтобы об этой психологической службе знали все и ни у кого не было опасений, что кто-то узнает о звонке: анонимность стопроцентная.
– Основные категории запросов, с которыми обращаются несовершеннолетние, – проблемы в отношениях со сверстниками и с родителями, – рассказывает Мария Ларионова. – Звонки поступают и от детей, и от взрослых, родителей и учителей, и с каждым годом их становится больше. Есть люди, которые звонят неоднократно: обратиться очно к психологу они не могут, потому что живут в отдаленном районе и у них нет возможности обратиться к специалисту. Но даже если в школе есть психолог, дети не всегда идут к нему на прием: они опасаются, что это станет кому-нибудь известно. Поэтому звонят на телефон доверия, в том числе по несколько раз. Всего, включая повторные, мы получаем около девяти тысяч звонков в год.
Дети рано взрослеют, что связано с доступностью многих ресурсов и массой информации, которая на них вываливается. И уже в раннем возрасте они демонстрируют переживания по разным поводам. В 15 лет начинаются сложности с учебой, потом к ОГЭ присоединяется ЕГЭ – психологическое давление в школе и дома приводит к тому, что уровень тревоги ребенка возрастает. Как правило, сказала Мария Ларионова, увеличивается число звонков в октябре, когда в школах начинают активно говорить о предстоящих экзаменах. Дети в стрессе, они сильно переживают: «Что будет, если я ничего не сдам?». Потом они войдут в колею и наступит затишье, а в марте-апреле будет новый виток обращений: «Я все проворонил, ничего не успел!». Консультанты убеждают их, что независимо от результатов экзаменов жизнь не заканчивается, и рассказывают о том, какие двери перед ним в том или ином случае будут открыты.
Консультация длится в среднем 20 минут, но если ребенок идет на контакт и хочет общаться, то, как обычная сессия у психолога, – час. Но время не нормировано, с ребенком будут общаться до тех пор, пока он не скажет: «Мне стало легче, я все понял, спасибо огромное».
Конфликт, буллинг, семейное насилие
Актуальна тема буллинга, особенно острая в определенном возрастном промежутке. Но, поскольку про него в последнее время много говорят, нередко это понятие стали применять к обычным межличностным отношениям подростков. Надо понимать, что не каждый конфликт – буллинг. В любом случае психолог поможет разобраться в ситуации появления неблагоприятных отношений в классе.
Телефон доверия необходим для снятия острых состояний человека, это инструмент, которым ребенок может воспользоваться, чтобы избавиться от накопившегося напряжения, выйти из ситуации непонимания, в которой, как ему кажется, он находится. Когда сотрудники центра слышат от ребенка о намерении суицида, они пытаются разобраться, почему у него такие мысли, насколько они устойчивы, предлагают найти причину и осознать, что на самом деле он не хочет этого. Несовершеннолетние говорят об этом в тот момент, когда случилось что-то такое, с чем он не может справиться. У детей мобильная психика, и они могут находить массу других интересов взамен деструктивной идеи.
Ребенок не говорит, что в данный момент он стоит на крыше: у телефона доверия длинный номер, его не так легко запомнить, и в момент совершения суицида на детский телефон доверия с этими сообщениями не обращаются.
Тоже довольно редко, не чаще двух-трех раз в месяц, встречается тема семейного насилия. На базе учреждения есть бригада экстренной помощи, которая моментально включается, когда несовершеннолетний рассказывает об угрозе его жизни и здоровью. Конечно, только в том случае, если позвонивший дает разрешение записать номер его телефона и предпринять какие-то действия, чтобы угрозу, если она подтвердилась, устранить. Система межведомственного взаимодействия в регионе, к которой привлекаются компетентные органы, работает успешно много лет.
С введением в школах новой должности – советника директора по воспитанию атмосфера в школьном коллективе, возможно, станет более комфортной – если на этом месте окажется профессиональный психолог. Есть некий конфликт между педагогикой и психологией: у них разные требования к ребенку, разные ожидания от него. Педагогу, учитывая, что любое образование – это система, трудно замечать некоторые моменты – не потому, что он не хочет их видеть, а потому, что перед ним стоит другая задача – научить ребенка. А деятельность психолога направлена на поиск причин внутренних и внешних конфликтов и их разрешение.
– Телефон доверия – только часть нашей работы, у нас есть и очное консультирование, – сообщила Мария Ларионова. – На телефоне доверия, как и на очных консультациях, работают профессиональные психологи, и они всегда готовы выслушать и помочь.