Всегда казалось, что край света гдето далеко, а он на самом деле близко.
Удомельский район, деревня Токариха – здесь давно нет электричества и, похоже, уже никогда не будет. Вдали от городской суеты, в деревне, которая насчитывала некогда 300 домов, сейчас живут всего четверо. Наверняка у местной власти найдется ответ на вопрос: живут эти люди или выживают, – если за зиму ни разу не была прочищена от снега дорога – единственная связующая с цивилизацией нить. По вечерам в Токарихе зажигают керосиновую лампу, пьют чай из самовара не изза прихода гостей, а как сложилось. Здесь течение жизни невозможно почувствовать или уловить, приехав на день. Это течение жизни другой, которую можно почувствовать чуть позже, день на третий, засыпая под оперу из радиоприемника с помехами. Но, даже чтото прочувствовав, понимаешь, что все это временно, что ты вернешься в город, и дальше все будет как всегда, попрежнему. А эти люди здесь останутся.
– А вы спрашивали у Васильевны или Кондратьевны, хотят ли они в город, к детям? – задает мне вопрос Николай Николаевич. Он родился в Токарихе, вернулся после службы на флоте и живет здесь вот уже одиннадцать лет. С недавних пор рядом с ним супруга Наталья.
– Нет, – отвечаю я на его вопрос.
– Да ни за что они отсюда не уедут!
Николай Николаевич Иванов – человек посвоему уникальный. Он мастерит из дерева музыкальные инструменты, расписывает их в стиле лаковой миниатюры, пишет рассказы о сосуществовании человека и животных, рисует.
– Человеку бывает не дано захотеть творить, радоваться жизни. Изза этой душевной лени, где бы он ни был, в городе или на селе, теряется сам смысл его существования, – считает бывший флотский мичман.
Одна из моих любимых фотографий – Николай Николаевич исполняет «Yesterday» на Белом озере. Звучат финальные аккорды нашего маленького путешествия на край света. Остается немного, два или три километра, прежде чем небо разорвется сотнями облаков и появится яркорозовый закат.
Будет ветер…
Завтра мы возвращаемся в Тверь. Завтра будет ветер, будет солнце и дождь. Завтра будет привычная жизнь. Но знакомство с Николаем Николаевичем, три дня, проведенные в Токарихе, чтото изменили.
Подъезжаем к Удомле, за окном автобуса мелькают серые высоковольтные мачты «ядерного завода». В моей руке переливается на солнце деревянный окунь – подарок Николая Николаевича, поэтому я точно знаю, что край света не приснился мне.
Юлия СМОРОДОВА
Фотоальбом в разделе «ФОТО»