На что она способна, продемонстрировали летчики на авиашоу в Твери
В минувшую субботу на аэродроме «Змеёво» состоялся 25й традиционный фестиваль малой авиации. В нынешнем году впервые на праздник авиаторов «Голубое небо Твери» приехала делегация пилотовлюбителей из Италии.
Первоначально, правда, планировалось, что итальянские летчики на фестиваль не приедут, а прилетят на десяти самолетах и одном вертолете. Однако «дружественные» России литовцы не разрешили воздушным итальянским судам пересечь российсколитовскую границу, и машины пришлось оставить в Вильнюсе.
– Я абсолютно не разочарован тем, что случилось, – сказал облетевший весь мир пилот одного из итальянских авиаклубов Жан Андреа Беленджери. – Так или иначе, но мы добрались до Твери. Пусть не на самолетах, а на электричках и автобусах, но мы тут. Надеюсь, подобные барьеры в скором времени будут устранены, и в следующий раз пилоты из России прилетят к нам в Италию уже на своих самолетах. Это не первый мой визит в вашу страну. Впечатляют, прежде всего, огромные просторы, позволяющие вдоволь и свободно полетать, а также большое количество самолетов, которые считаются эпохальными и вызывают восхищение у нас, итальянцев…
В итоге ожидавшиеся соревнования между итальянскими и российскими летчиками так и не состоялись. Это, да еще в какойто степени непогода несколько «подпортили» праздник, который, тем не менее, в целом прошел довольно живо и весело. Каждый его участник перед авиашоу мог прикоснуться к воздушным машинам, посидеть и сфотографироваться в кабине пилотов, а дети, в дополнение, покататься на горке и карусели.
В официальной части фестиваля начальник департамента транспорта и связи Тверской области Андрей Рассказов зачитал участникам и гостям приветственный адрес Губернатора области. В нем Андрей Шевелёв, в частности, отметил, что место для проведения данного мероприятия было выбрано не случайно: Тверская земля подарила отечественной авиационной и космической индустрии немало выдающихся специалистов. Это А. Н. Туполев, Ю.П. Семёнов, О.Г. Макаров и многие другие. Российская малая авиация, имеющая богатую и славную историю, сегодня возрождается, и Тверская область активно участвует в этом процессе. Но отрасль важна не только тем, что решает задачи по доставке грузов, оказанию оперативной медицинской помощи и устранению чрезвычайных ситуаций. Малая авиация – это еще и увлечение. А в воспитании молодежи, формировании здорового образа жизни переоценить роль авиаспорта невозможно…
На фестивале президенты авиаклубов «Авиатор» Твери и «Имени Франческо Баракка» из итальянского города Луго Евгений Елизаров и Мауэро Бальдаци от имени своих летчиков подписали пакт о дружеских отношениях. В нем члены обоих клубов заявили об объединяющем их чувстве любви к небу и желании повсеместно распространять знания о малой авиации.
Само авиашоу началось с демонстрации летчиком на реактивном самолете Л29 и на скорости
На смену Л29 в небо вышел уже беспилотный самолет, сделанный тверскими авиамоделистами. И хотя по размеру это авиасредство всего метр на метр, исполнило оно практически все фигуры, что и его реактивный собрат. Тут многое зависит от того, кто и как управляет с земли беспилотником: летный опыт в данном случае просто необходим. Кстати, не такие сложные, но вполне доступные в управлении авиамодели можно приобрести в специализированных магазинах. Чем не занятие для детей и не отдых на природе для их пап и мам?
К тому времени, как авиамодель ушла на посадку, нижний край облачности упал с 350 до
Не менее захватывающим было и выступление летчиков Геннадия Фомина и Дмитрия Долгова на двух ЯК52. Взлетали ЯКи синхронно, крыло за крыло, что сделать на подобных самолетах очень сложно. Они легки в управлении, и от малейшего движения руля угол полета может существенно измениться. Синхрон легче делать всетаки на реактивных судах.
Тем не менее, летчики взлетели идеально. Увы, низкая облачность не позволила пилотам так же синхронно выполнить фигуры высшего пилотажа, но уже сугубо индивидуально и Геннадий Фомин, и Дмитрий Долгов показали высший класс. На малой высоте они вытворяли такие вещи, которые не каждому асу по силам: глубокую восьмерку с креном в 90 градусов, полупетлю и петлю Нестерова, строгую вертикаль и поворот по вертикали, выполняющиеся на гораздо больших высотах. Фиксированную горку и фиксированную бочку. Зрители были в восторге.
Не меньше эмоций у них вызвал «выход» в воздух так называемого авиажира, известного еще у нас, как ротоплан. Это гибрид самолета и вертолета, совсем маленький, предназначенный исключительно для индивидуального пользования. Однако, несмотря на размеры, а может, и благодаря им, задачи подобная авиетка выполняет самые разнообразные: это перевозка небольших грузов, авиаразведка лесов при профилактике пожаров, патрулирование в целях пресечения браконьерства, проверка нефтегазопроводов и многое другое.
Собрал авиажир самостоятельно из разнообразных деталей бывший летчик Вадим Александров. Причем, собрал уже несколько штук. Авиасредство просто замечательное во всех отношениях.
В завершение авиашоу свое мастерство показали и вертолетчики из компании «ВертикальМ». Высоко они не поднимались, но фигуры исполняли изумительные.
Авиафестиваль закончился, но праздник для его участников продолжался еще долго – желающих «прокатиться» в тверском небе с ветерком и увидеть родной город с высоты птичьего полета было предостаточно.
Станислав ШУТОВ
Фото Андрея ВАРТИКОВА