Будущее детей во многом зависит, какие учителя преподавали им в школе, насколько они пробудили в них тягу к знаниям. Ученикам Юрия Савостьяника повезло: на его предмете никогда не бывает скучно. Он – педагог высшей квалификационной категории, один из самых уважаемых педагогов в тверской школе №49.
А еще – основатель педагогической династии: жена, с которой познакомился когда-то в университете, преподает немецкий язык, а сын Марк два года назад стал финалистом регионального этапа конкурса «Учитель года». Свой день рождения и профессиональный праздник День учителя Юрий Аркадьевич отмечает с разницей в три дня, и на вопрос, не видит ли в этом какого-то символизма, пожимает плечами и улыбается.
У него обаятельная улыбка, он чем-то похож на учителя из телесериалов – с профессорской бородкой, набором ручек в нагрудном кармане рубашки, очках… Хотя, услышав такое, Юрий Аркадьевич машет рукой и советует не судить об учителях по персонажам из телевизора. Киношный образ далеко не всегда имеет отношение к жизни. При это он сам не чужд актерского мастерства. На его рабочем столе под стеклом – фотографии Розенбаума и Высоцкого, чьи песни он знает наизусть. А на школьных вечерах гвоздь программы – когда выходит с гитарой Юрий Савостьяник и поет. Не Высоцкого, правда, а Стаса Михайлова (на которого сам Савостьяник немного похож). Стаса Михайлова любят коллеги, а желания коллег Юрий Аркадьевич за 37 лет работы в школе привык уважать.
Почему в свое время решил избрать преподавать историю? В жизни каждого педагога наверняка есть тот человек, который становится «триггером» в окончательном выборе профессии. Для Юрия Савостьяника таким человеком стала Людмила Александровна Кирсанова, которая полвека назад после института пришла вести уроки истории в школу, где он учился. Он вспоминает, с каким вдохновением и азартом она рассказывала о прошлом, когда герои древности воспринимаются почти как живые люди – друзья и наставники.
После армии для Юрия не было иных вариантов – только в Калининский университет, только на истфак. После диплома вернулся в родное Нелидово и еще 14 лет работал в школе – в том числе десять лет директором. А потом жизнь сложилась так, что пришлось переехать в Тверь.
С ним очень интересно беседовать. За свою карьеру Савостьяник пережил несколько «волн» в преподавании истории, когда то, что вчера в учебниках считалось безусловно хорошим, в следующем поколении объявлялось однозначном плохим. Вот коллективизацию когда-то принято было считать благом для страны, после стали называть трагедией. Сам Савостьяник больше всего любит именно советский период истории, и времена Советского Союза, уверен он, еще дождутся объективного осмысления.
А на вопрос, чего педагог боится, входя в класс, Юрий Аркадьевич оживляется.
– До сих пор переживаю, чтобы мои уроки получали обратную связь, – говорит учитель истории. – Важно, чтобы ученик не просто заучил параграф из учебника, а понял, осмыслил, как события прошлого повлияли на жизнь страны, его семьи, его предков. Возможно, это самое сложное в моей работе.
Савостьяник выучил многих ребят, но некоторые запомнились особенно. Например, была у него ученица Марина П., которая поражала его тем, что знала ответ на любой вопрос – и необязательно из учебника. Прошло 35 лет, когда эта девочка ходила на его уроки, но он помнит ее до сих пор. И то сказать: ученики, которые когда-то встречали молодого учителя Юрия Савостьяника, сегодня водят в школу своих внуков.
Учитель истории, проработавший в школе без малого 40 лет, наверно, сам становится немножко историческим персонажем. Во всяком случае, для своих учеников, которые многие годы помнят его, пишут слова благодарности и признаются, что именно его уроки когда-то помогли определиться в жизни.