Деньги коммунальщикам платим – услуг не получаем
как ни прискорбно, но тверское жилищнокоммунальное хозяйство уже давно погрязло в долгах, причем по «самую шейку»: каждый должен каждому. Получается странная ситуация: жители предоставляемые им услуги регулярно оплачивают, а взамен получают отключения благ цивилизации в виде света, тепла, газа, горячей воды и электричества. Руководители прилюдно посыпают высокопоставленные головы пеплом. Действо эффектное, но отнюдь не эффективное, к практическим результатам не приводит. И в этом очень легко убедиться…
Так, за прошедшие полгода сотрудниками управления Государственная жилищная инспекция по Тверской области (ГЖИ) только в деятельности четырех самых крупных управляющих компаний (УК) города было выявлено свыше 1000 злостных нарушений. Лидером этого квартета стала УК Московского района, на ее счету 462 нарушения, на втором месте – УК Заволжского района – 361, «бронза» досталась ООО «Управляющая компания Пролетарского района» за 210 нарушений, ну и почетное (в данном рейтинге) последнее место закрепилось за УК Центрального района с ее 105 нарушениями. Перечислять недостатки в работе коммунальных предприятий можно бесконечно, тогда как похвалить их если и хотелось бы, да не за что, потому как обязательную отчетность УК либо не сдают, либо отображают в неполноценном виде.
И это несмотря на то, что в минувшем году Правительство РФ утвердило стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере обслуживания, эксплуатации и ремонта общего имущества многоквартирных домов. По области отчеты представила только треть – 23 компании, по Твери – только 6. Какая уж тут прозрачность финансовых потоков…
Как рассказала статссекретарь управления Государственная жилищная инспекция Тверской области Ольга Воякина, количество жалоб от жителей региона в этом году увеличилось в пять раз и составило 4988 обращений, причем почти половина, как устных, так и письменных, поступила из Твери. Согласно данным ГЖИ, в летний период плательщики крайне недовольны отсутствием горячего водоснабжения и перебоями с электричеством, весной и осенью – протекающими крышами и неисправной ливневой канализацией, зимой – нависающими сосульками, не очищенными от снега дорогами и придомовыми территориями. Впрочем, перечень претензий к работе УК куда как шире, потому что коекакие упущения с их стороны – явление сезонное, хотя и цикличное. Но есть и те факторы, по поводу которых тверитяне негодуют круглогодично: завышенные расчеты в квитанциях, а также появление в платежках лишних позиций сомнительного содержания.
– К примеру, управляющие компании отдельной строкой добавляли в квитки такие услуги, как подогрев (!) воды, обслуживание кассового аппарата и даже вывоз твердых бытовых отходов, который и так заложен в установленный тариф по содержанию дома, – сообщила Ольга Воякина.
Как ни крути, но спасение обираемых – дело рук самих обираемых, потому что надзорные инстанции – дело хорошее, однако бдительность и знание своих прав потребителями еще никто не отменял. В противном случае узнать о том, каким образом коммунальщики наживались на ответственных квартиросъемщиках, можно и годы спустя, когда истина неожиданно всплывет во всей своей неприглядной красе.
Так, обитатели дома № 31 по СанктПетербургскому шоссе в Твери, долгое время обивавшие пороги УК Заволжского района по поводу прогнивших деревянных полов в подъезде, после обращения в администрацию города были ошарашены ответом, что ремонт уже выполнен. Как оказалось, управляющая компания отчиталась перед городскими властями в письменном виде, при этом, как бы невзначай, приписала себе в том числе и замену сгнивших досок на лестничных клетках.
– Не дождавшись действий со стороны коммунальщиков, мы с соседями своими силами поменяли часть прохудившихся досок, потому что ходить стало просто невозможно, и для того, чтобы попасть домой, нам буквально приходилось перепрыгивать через зиявшие в полу дыры, – поведала Татьяна Чуб, проживающая по вышеозначенному адресу.
Собственных сил и средств на тотальную переделку лестничных пролетов у жителей ветшающего дома не хватает, да и надежда на то, что УК выполнит свои обязательства и отремонтирует шаткую конструкцию, тает с каждым днем, потому как коммунальщики с завидным постоянством лишь отнекиваются, ссылаясь на отсутствие денег. Кстати, даже такой ответ для УК Заволжского района – редкость, потому как обычно граждане, набирающие заветный номер, слышат: «Здравствуйте, в настоящее время мы не можем вам ответить. Но вы можете отправить факс. Чтобы оставить голосовое сообщение – перезвоните позже».
О том, сколько же может продлиться это «настоящее время», подробно рассказали жильцы дома № 2а по тому же СанктПетербургскому шоссе, которые в течение трех лет пытаются быть услышанными.
– Наш дом 1927 года постройки. Настоящей головной болью для всех стал подвал, вода в котором стоит постоянно изза проржавевших подтекающих труб, а также потому, что канализационные колодцы постоянно забиваются и вода попросту не уходит, – вздохнула старшая по дому Ирина Щербак.
Обращались в самые разные инстанции – все безрезультатно.
– В 2009 году нас передали ООО «Управляющая компания Заволжского района», после чего проблемы увеличились многократно. Если раньше приезжала хотя бы аварийная бригада и прочищала колодцы, отсасывала воду, то в последнее время рабочие посещают нас с «нерабочим» визитом: побродят по подвалу, поковыряются в люках для виду, чтото недовольно пробурчат в ответ на наши вопросы и уезжают восвояси, – добавила старшая по подъезду Галина Вишнякова.
Стоит отметить, что даже сейчас, когда на улице под 30 градусов, вода в злополучном подвале держится примерно на этом же уровне – 25–30 сантиметров и убывать не собирается. А по весне уровень достигал метра и более, о чем красноречиво свидетельствуют отметины на стенах, оставшиеся после половодья. Людям жить в таких условиях просто невыносимо: квартиры атакуют полчища голодных комаров, взращенных в этом же подполе, по углам обживается плесень, а запах болотной сырости не выветривается даже в сухую погоду. К тому же по подъезду вольготно прыгают лягушки.
– Пора нам квакушек на экспорт продавать для французской кухни, может, хоть так на ремонт подвального помещения накопим, – печально шутят соседки.
Ремонтники всетаки внесли свой вклад и облагородили подвал, выкрасив трубы в синий и красный цвет. На фоне белой штукатурки, проступившей на облупившихся стенах подвала после «наводнения», красносиние трубы смотрятся очень символично: прямо триколор вырисовывается.
Кстати, УК Заволжского района по масштабу своего бездействия ничем не отличается от коллег «по цеху»: у одних дома тонут, у других крыши текут, у третьих кирпичи из стен вываливаются. В общем, картина колоритная. Что и говорить, тверских коммунальщиков роднит многое, особенно в части долгов перед другими организациями коммунального сектора.
По информации ОАО «Тверские коммунальные системы» самыми злостными неплательщиками попрежнему остаются именно УК. Задолженность этой группы потребителей перед ТКС по состоянию на середину июня превысила 686 миллионов рублей. Неудивительно, что места на долговом пьедестале распределились почти в аналогичном порядке: 143,5 миллиона рублей задолжала УК Московского района, 71,8 миллиона – УК Заволжского района, 55 миллионов – УК Центрального района, 41 миллион – УК Пролетарского района. Суммы долгов за полученную ранее тепловую энергию астрономические, и это при том, что, по оценкам специалистов, 90–95 процентов жителей своевременно вносят коммунальную плату. Как заявляют в прессслужбе ТКС, начальники жилконтор мотивируют отсутствие перечислений несоответствием методик расчетов и тем, что… жители не платят!
Призвать к ответу (ну или, по крайней мере, выслушать мнение на сей счет проштрафившейся стороны) руководство крупнейших жилищных организаций так и не удалось: они поистине неуловимы, всегда в делах и на рабочем месте не засиживаются. Однако руководитель одной из компанийдолжников ТКС – муниципального унитарного предприятия «ТверьОбщежития», задолжавшего энергетикам 25 миллионов рублей, любезно согласился ответить на интересующие вопросы.
– В нашем ведении находится 41 дом, но на том, в каком состоянии эти дома были нам переданы, необходимо остановиться отдельно, – начал свой рассказ начальник данной жилконторы Юрий Егоров.
Взять хотя бы те же Морозовские казармы, в середине 90х эти некогда величественные здания стали рассыпаться буквально на глазах, крыши нещадно текли, проводка обветшала, канализационные стоки с увеличением сбросов не справлялись. По закону, для того, чтобы перевести общежития в жилой фонд, необходимо провести ремонт: текущий, капитальный или же вовсе реконструкцию, все зависит от степени запущенности объекта. Обошлись без этого. Увы, с повышением «статуса» бывших общаг сознательность жильцов осталась на прежнем уровне, и убеждение, что все вокруг ничейное, а значит, бесплатное, видимо, укоренилось в сознании.
– Неплатежи жителей во Дворе Пролетарки достигают 50 процентов. В среднем же по нашим зданиям этот показатель держится на отметке 24 процента, – Юрий Егоров представил судебные решения в отношении жильцов, уклоняющихся от уплаты.
Только за этот год в судебном порядке взыскано 672 тысячи рублей. Осложняется ситуация еще и тем, что многие помещения пустуют, а отключить в них тепло, просто перекрыв батарею, нереально.
– Это в новых домах можно закрутить вентиль, потом представить справку о временном отсутствии проживающих и не платить за тепло. В бывших общежитиях такой номер не пройдет, можно отключить только весь стояк, – разъяснил главный инженер МУП Александр Семенов.
– Мы подсчитали затраты на пустующие и нежилые помещения за три года, они составили 10,7 миллиона рублей. Намерены взыскать с города эти средства и перечислить их ТКС. Таким образом долг предприятия будет погашен, останется только задолженность жильцов – 12 миллионов, а оставшиеся 3 миллиона – это всем известная 10процентная разница в методиках расчета, – свела дебет с кредитом главный бухгалтер Татьяна Курочкина.
«ТверьОбщежития» готовит документы для института «Тверьгражданпроект», чтобы заказать независимую экспертизу, провести обследование технического состояния пока что двух зданий, которые уже давно должны быть признаны аварийными. А дальше – видно будет, может, подобный опыт поможет расселить квартиросъемщиков и из других обветшавших помещений.
Что ж, этому МУП, впрочем, как и жильцам вверенных ему домов, остается только посочувствовать. Что же касается других жилищных организаций, у которых на балансе находятся куда более приличные здания, то в каком направлении утекают их денежные сборы, остается загадкой. И разгадать ее под силу, наверное, лишь следственным органам.
Ксения БАДАКОВА