В Твери по адресу: набережная Тьмаки, 1, в живописном месте стоит на небольшом возвышении над рекой здание, построенное 250 лет назад в стиле провинциального барокко, – Покровская церковь. Особенным выглядит и его окружение: уединенность, ощущение древности, тишина сельского пейзажа – и это в самом центре города!
Именно здесь в XIV веке сестра Михаила Тверского Софья основала девичий монастырь. Его называли в честь нее Софийским, или На песках, то есть на берегу, или Афанасьевским – в честь покровителя тверской княжеской семьи Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. Здесь подвизалась и мать Михаила Тверского, и, после пострига, его супруга Анна Кашинская.
Просуществовал он до времен Екатерины II: тогда многие монастыри закрывались, упразднили в 1723 году и этот, а деревянная Покровская церковь стала приходской. После пожара 1764 года на этом месте начали строить каменный храм, через десять лет он был освящен, а приделы достраивались потом.
В храме три престола, они освящены в честь Богородицы – Покрова Божией Матери, Казанской иконы Божией Матери и святителя Афанасия Александрийского, и более поздний – Грузинской иконы Божией Матери.
После революции храм постигла та же участь, что и практически все церковные здания в стране: он был закрыт, использовался как склад. Но в числе первых, наряду с Воскресенским, Власьевским, Екатерининским храмами, его вернули верующим еще в советские времена.
В субботниках принимали участие работники райкома КПСС Центрального района города Калинина: время было интересное – перестройка. Активно участвовал в этих работах первый секретарь райкома Вячеслав Брагин, который потом стал председателем Гостелерадио в Останкино, председателем парламентского комитета при Ельцине. Сам родом из Бежецка, в наше время пишет книгу о родном городе.
Работы по восстановлению начались в 1992 году, закончились в 2000-м. Полностью восстановили и даже заново воссоздали по образцу лепнину, изображавшую ангелов – они отличаются друг от друга, двух одинаковых нет.
Храмовые росписи начал делать Андрей Запруднов, основатель тверской иконописной школы высочайшего уровня. Он написал работу «Голгофа, Распятие», но предстоящих – Божию Матерь и апостола Иоанна Богослова, изображенных справа и слева от Распятия, – написала ученица Андрея Запруднова Тамара Козлова, она же расписывала и иконостас. Он может показаться не очень привычным: много растительного орнамента. Суть этой древней символики – в воспоминании о прекрасном Эдемском саде, в стремлении создать на земле образ рая.
В Казанском приделе икона мелкого письма «Покров Божией Матери» принадлежит кисти 14-летнего беженца из Армении Георгия Казаряна. Невероятно одаренный мальчик для этого же иконостаса правого придела написал икону «Великий Афанасий» с клеймами, причем это не копии. Юный иконописец сам составил и расписал размещенные по периметру оригинальные сюжеты, комментирующие основную композицию иконописного образа. Они выглядят как маленькие иконки с эпизодами жизни Афанасия вокруг большой иконы.
Георгий позже уехал в Армению, учился в духовной семинарии Эчмиадзина, а потом в Греции, в Салониках, окончил православный университет и сейчас служит в сане дьякона.
Об этом рассказал протоиерей Павел Сорочинский, бывший первым настоятелем в восстановленном храме и служивший здесь 27 лет, пока не перешел в Вознесенский собор. Последние четыре года настоятель Покровского храма – протоиерей Александр Душенков. Свидетели происходивших здесь перемен, они вспоминают, что если еще лет 20–30 около храма было шумно и многолюдно, то сейчас рынок не занимает так много места и значения в жизни горожан. У его стен нет торговой суеты, люди уже по дороге к храму погружаются в тишину и особое настроение. Многие прихожане говорят, что здесь особенная молитвенная атмосфера.