В 2008 году в уставы почти всех районов и городов Тверской области были внесены изменения, существенно ограничивающие избирательные права граждан: они были лишены возможности непосредственно на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании выбирать глав районов и городов. Жителям указанных муниципальных образований разрешили избирать только депутатов, которые затем из своей среды избирают глав районов и мэров городов. Процедура отстранения их от должности по требованию жителей (избирателей) достаточно сложна в исполнении, чтобы быть реализованной. Избрание указанных должностных лиц непосредственно жителями ничуть не удорожает выборы при одинаковых сроках полномочий глав районов, мэров городов и депутатов собраний этих муниципальных образований. В чем же тогда заключались побудительные мотивы внесения таких изменений в уставы? Они (изменения) дают возможность занять пост главы района или города людям, которые вряд ли оказались бы на этих местах (должностях) при непосредственном избрании жителями. То есть делают глав районов и мэров городов в значительной степени не зависящими от волеизъявления жителей.
Могут возразить: но ведь они избраны депутатами, которых избрало население! Во-первых, каждого из депутатов избирает не весь, скажем, район, а какая-то часть (округ). Во-вторых, в Российской Федерации властный вес отдельного депутата районного или городского собрания (да и представительного органа в целом) несопоставим с весом главы района или мэра города. К сожалению, представительная власть зачастую только ширма для власти исполнительной. Таким образом, считаю, что эти изменения способствуют злоупотреблению властью, укоренению и укреплению коррупции и позволяют неугодным большинству населения скомпрометировавшим себя лицам занимать свои должности более длительное время, чем при непосредственном избрании их всеми жителями.
Федеральным законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предлагаются оба варианта избрания глав муниципальных образований: а) всеми жителями (избирателями) непосредственно; б) депутатами собраний муниципальных образований. Но ведь эти варианты далеко не равноценны! В Конституции Российской Федерации и в уставах регионов и муниципальных образований утверждается, что единственным источником власти является народ (избиратели). По варианту «б» между народом (источником власти) и получателем власти возникает посредник – депутаты соответствующего собрания, что в известной степени противоречит вышеуказанному положению Конституции РФ и уставам регионов и муниципальных образований, значительно обесценивает избирательные права граждан. Так переданный
Если властные лица всех уровней в Российской Федерации, члены Конституционного суда и руководство партии «Единая Россия», членам которой принадлежит подавляющее большинство в законодательных органах всех уровней, вследствие чего именно «единороссы» ответственны за качество и социальную направленность принимаемых законов, действительно, а не на словах только, стремятся к развитию и укреплению демократии (народовластия), вариант «б» должен быть исключен из текста Федерального закона № 131 и из текстов региональных и муниципальных уставов. Этот шаг подтвердит их искренность и повысит доверие рядовых граждан России к властным лицам и органам.
А.В. МАЛЬЧУКОВ
Андреаполь