К Дню народного единства Тверской краеведческий музей подготовил интересную выставку фарфоровых фигур серии «Народности России». Главные экспонаты – представленные Санкт-Петербургским императорским фарфоровым заводом 140 статуэток, запечатлевших представителей народностей нашей страны, – детально воспроизводят все особенности их костюмов.
Зрители, кроме того, могут увидеть здесь и исторические головные уборы – сороки и кокошники, и костюмы XIX века из собрания объединенного музея, и концертные костюмы, предоставленные тверскими национально-культурными автономиями. Планировалось показать больше экспонатов, но зал маловат – всего 150 квадратных метров. Совместный выставочный проект, собравший разные жанры и организации – фарфоровый завод, краеведческий музей и национальные автономии, объединен одной идей, которая вынесена в название выставки: культурный код нации. Ее смысл Елена Вартанова, заместитель генерального директора музея, обозначила так:
– Культурный код нации – это то что у нас остается в памяти, что мы передаем детям и чем мы пользуемся сейчас.
Краеведческий музей после ремонта постоянную экспозицию пока не открыл, но на первом этаже устраиваются временные выставки. В числе последних – «Балет в фарфоре», представляющая произведения Санкт-Петербургского императорского фарфорового завода. Продолжением сотрудничества с первым в России предприятием по производству художественного фарфора стала нынешняя демонстрация экспонатов, созданных более ста лет назад.
– Мы продвигаем идею не только национального единства в фарфоре, но искусства русского фарфора как такового. Наше предприятие – действующее, над созданием фарфора трудятся 1200 художников и других специалистов. Мы гордимся нашими традициями, а здесь они представлены во всей красе: это отображается и в этнографических типах, и в национальных одеждах. Тем самым мы и формируем культурный код, – сказала директор фонда «Наследие императорского фарфорового завода» Светлана Краева.

По высочайшему повелению
В 1907 году по высочайшему повелению императора Николая II на заводе был размещен заказ на изготовление скульптур, изображавших жителей страны: казалось очень важным, чтобы его потомки знали, какими народностями они управляют.
Фигурки начали делать, основываясь на научных данных, с опорой на новейшие этнографические исследования и первой переписи населения страны 1897 года, которая и послужила критерием составления списка. Ее результаты показали, что на территории империи живут порядка 400 народностей. Этнографы тщательно изучали группы, имеющие сходные костюмные комплексы, и отобрали самые интересные, наиболее характерные. Было решено создать 144 статуэтки.
Чтобы добиться подлинности, художники выезжали на место жительства того народа, который они собирались воплощать в фарфоре. Этнографы проводили исследования на добровольцах, применяя антропологические методы изучения человека, новейшие результаты научных исследований по сравнению черт лица, роста и телосложения отдельных этнических групп, а также многочисленные фотографии представителей разных народов и антропологические манекены.
В работе принимала участие большая группа скульпторов, формовщиков и живописцев. Главным скульптором этого проекта был Павел Каменский – театральный художник императорских театров, хорошо знающий и костюм, и этнографический материал. В создании принимала участие группа этнографов, самый известный среди которых – академик Василий Радлов.
Масштабна работа была прервана из-за революции в 1917 году. На тот момент успели сделать 74 фарфоровые статуэтки высотой от 20 до 45 сантиметров.

Новый проект
В наше время завод решил возобновить эту историю и, начиная с 2012 года, серию продолжили: был открыт проект «Народности. Коллекция XXI». Стали выпускать новые образцы, добавили фигурки жителей Севера и детей, которых в проекте Павла Каменского не было.
– Отрадно отметить, что мы не потеряли мастерства, что нынешние художники-скульпторы столь же тщательно воссоздают оригинальные исторические фигуры, – отметила Светлана Краева, – например, группу основных народов, населяющих Ямало-Ненецкий автономный округ, которая сделана в духе коллекции начала прошлого века – в той же стилистике и особенности детализации костюма.
На выставке можно видеть скульптурные изображения представителей разных национальностей и сословий, в основном парой, мужчиной и женщиной, обозначенных историческими названиями, принятыми в то время. Многие персонажи одеты в праздничные костюмы – те самые, которые носили жители того или иного региона. Некоторые демонстрируют собирательные образы костюма, которые выделяются по типическим чертам. Например, наряд малороссиянки создан на основе элементов костюмов разных местностей, черниговской, полтавской.

Тверская женщина
Согласно переписи, на рубеже XIX-XX веков русские составляли 63 процента от всего населения империи. Уже к 1907 году соотношение с людьми других национальностей изменилось в сторону уменьшения числа русских.
Казанские и крымские татары, башкиры, буряты, марийцы, чуваши, евреи, китайцы, монголы, корейцы, лезгины, мегрельцы, киргизы, остяки – эти и другие персонажи из прошлого впечатляют и завораживают экзотическими нарядами.
Есть и жители Севера и Востока: тунгусский шаман, айны и гиляки, гольды и сойоты – крайне малочисленные народы, но тем не менее им уделялось немалое внимание.
На выставке мы видим представителей не только народностей, но и регионов – наряду с фигурками корякской и сартской женщин, можно видеть женщину вологодскую и архангельскую. Генеральный директор Тверского объединенного музея Ирина Репина предложила дополнить коллекцию фигурой тверской женщины. Эту идею еще раньше высказывала директор фарфорового завода. Так что скоро мы в этом собрании будет новый персонаж, показывающий обобщенный образ нашей землячки.

Не скатиться в забвение
В церемонии открытия выставки принимали участие представители тверской культуры, образования, национальных диаспор. Руководитель одной из них, армянской, так вдохновился этой идеей, что решил к представленным для выставки сценическим костюмам добавить аутентичный, привезенный из Армении.
Каждую работу в зале музея хочется долго рассматривать потому, что они подробны, достоверны и очень красивы. Судя по высказываниям гостей, очень важной оказалась мысль о том, что единство – в многообразии. И что эта выставка одинаково интересна и детям, и взрослым: глядя на индивидуальную и неповторимую скульптуру, можно изучать историю, географию, искусство, этнографию нашей страны. Даже в концертных костюмах можно увидеть отражение старины и современности, актуальности и верности традициям.
– Нам пытаются втюхать идею, что никакой культуры в России нет. Более того, есть такая идеология – глобализм, с точки зрения которой старая культура никуда не годится, – заметил раввин Твери Йошуа Розенцвейг. – Да, мы сейчас по-другому одеваемся, но все мы вышли из деревень, местечек, аулов, а некоторые даже из стойбищ. Боже нас храни относиться к этому неуважительно. Наши родители из кожи вон лезли, чтобы дать своим детям образование, и мы должны ценить их усилия и стараться быть людьми высокой культуры. Уважение к нашим предкам не позволит нам скатиться в мерзость забвения и одичания.
Возрастное ограничение 6+