По своей прошлой работе я профессиональный руководитель предприятия. Этому я посвятил всю свою трудовую деятельность. Со временем у меня возникал все больший интерес к православной культуре. Когда в школах Тверской области в рамках регионального компонента программы было введено преподавание основ православной культуры, я горячо поддержал эту идею.
Узнав о том, что в структуре Тверского государственного университета существует кафедра теологии, я поступил на курсы повышения квалификации по православной культуре. Так я узнал кафедру изнутри. Я убедился, что это коллектив единомышленников высокого профессионального уровня, которые, не жалея сил и времени, зачастую бескорыстно, посвящают себя делу духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Мне захотелось принять посильное участие в этом деле, чтобы мои знания и опыт пошли на пользу людям. Полтора года я помогал организовывать постоянно действующий семинар по основам православной культуры для учителей средних школ города Твери.
Сразу же выявились многочисленные проблемы, связанные с преподаванием нового предмета. Примерно три четверти директорского и учительского состава проявляли совершенное отсутствие как знаний, так и интереса к преподаванию основ православной культуры. И если учителя, приходя на семинар, быстро «оживали», становились активными слушателями, то со школьным начальством было гораздо труднее. А без указаний начальства, как известно, учителя никакой семинар, даже самый нужный и интересный, не посещают.
Например, завуч одной из тверских гимназий сообщила мне: «Мы не занимаемся этими вопросами, и вообще у нас в школе интернационал». Директор другой школы сказала: «А у меня есть специалист». – «А кто это?» – «Святой отец. Он занимается этим делом, я не касаюсь». К счастью, были и другие примеры. Например, хочу выделить руководство 44-й гимназии, по инициативе которого были проведены отдельные курсы повышения квалификации для учителей начальных классов. Я считаю, очень полезные и результативные. Также можно отметить плодотворное сотрудничество с представителями администрации 38-й и 50-й школ.
В общем, семинар действовал, я обзванивал учителей, которые участвовали в нем (таковых было более тридцати), записывал вопросы и пожелания. Семинар проходил в разных формах. Это были и традиционные лекции, и однодневные религиозно-образовательные путешествия к православным святыням Тверского края и соседних областей, и занятия в разных школах. В этих мероприятиях принимали активное участие дети. Сейчас семинар продолжается и проводится ежемесячно.
Учителям оказывается различная методическая помощь, предоставляются материалы для подготовки к православным праздникам. Сотрудники кафедры разработали интересные учебные пособия, методические материалы и уникальное, на мой взгляд, учебное пособие «Православные святыни Тверского края» (для 2–10 классов), которое существует только в виде макета. К сожалению, до сих пор не изыскано средств для издания этого учебника.
По опыту организации этого, полагаю, доброго и важного дела могу сказать: если начальник не треснет кулаком по столу – вот семинар, его нужно посещать – ничего не получается. А городское управление образования, областной департамент образования в общем, к сожалению, устранились от процесса внедрения «Основ православной культуры» (ОПК) в школы. Сегодня он ведется в дополнение к федеральному эксперименту – предмету «Основы религиозных культур и светской этики», но, похоже, при этом в Тверском регионе про свой региональный предмет просто «забыли». То есть, раз есть федеральный эксперимент, то можно в остальном бездействовать «в порядке эксперимента».
Валерий ОСИПОВ, координатор семинара на кафедре теологии твгу по преподаванию основ православной культуры