Региональный закон «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в Тверской области», принятый вчера на заседании Законодательного Собрания, вызвал серьезный общественный резонанс. Мнения разделились.
Заседание началось в 11 часов, но уже с восьми утра на площади перед зданием ЗС выстроилась полукругом колонна маршрутных такси, водители которых покинули рабочие места ради участия в санкционированном митинге. Таким образом представители этого вида бизнеса решили выразить несогласие с положением законопроекта, согласно которому договоры на организацию пассажирских перевозок должны заключаться исключительно по итогам конкурса.
Конкурсный отбор перевозчиков будет осуществляться в следующих случаях: открытие нового маршрута, истечение срока действия договора на организацию перевозок, досрочное расторжение договорных обязательств, а также увеличение потребности населения в количестве подвижного состава на определенном маршруте. Представители же маршрутного бизнеса считают, что в конкурсной процедуре должны принимать участие только новые перевозчики, а те, кто много лет работает на рынке, имеют право на продолжение своей деятельности безо всякого конкурса. Они также высказывают опасение, что в результате конкурсов многие предприниматели будут вытеснены с рынка более крупными организациями (возможно даже из других регионов), люди потеряют работу. Шла на митинге и речь о том, что должен быть разработан механизм компенсации выпадающих доходов, если чиновники хотят сохранить цену проезда на нынешнем уровне. По мнению самих владельцев маршруток, стоимость поездки в Твери должна составлять не менее 15 рублей: расходы на восстановление автомобилей, разбитых по тверским дорогам, влетают в «копеечку», и денег на приобретение более современных, комфортных и безопасных машин не остается. А конкурсная процедура предусматривает обновление автопарка.
Активность представителей маршрутного бизнеса понятна: они защищают свое дело, отстаивают свои коммерческие интересы. Но, как отметил на заседании Законодательного Собрания председатель комитета по экономике, аграрной и промышленной политике Вячеслав Суязов, представители бизнеса участвовали в подготовке законопроекта, и поэтому митингующие не могли не знать: вызвавший их нарекания закон об организации обслуживания населения автомобильным транспортом не призван напрямую регулировать их бизнес. Это закон региональный, он затрагивает только вопросы межмуниципальных перевозок. Пассажирские перевозки на территории городов и районов находятся в ведении органов местного самоуправления, региональные законодатели не могут вмешиваться в их полномочия. Но учитывая, что требования к организации пассажирских перевозок должны быть одинаковыми, ясными и жесткими на территории всего региона, законодатели решили в постановлении о принятии закона прописать: рекомендовать органам местного самоуправления принять аналогичные областным принципы и порядок организации пассажирских перевозок.
Конкурсная процедура необходима, уверены законодатели. Только конкурсный отбор организаций-перевозчиков может обеспечить качество обслуживания и безопасность на дорогах. И в этом отношении законодатели максимально пошли навстречу пожеланиям предпринимателей: в законе предусмотрено заключение долгосрочных (на 5 лет) договоров с перевозчиками, участие в конкурсе по истечении срока ранее заключенных договоров.
Комментируя принятый закон, заместитель Председателя ЗС, руководитель фракции «Единая Россия» Сергей Голубев отметил, что обсуждение документа велось на протяжении трех месяцев, и основные положения закона работают прежде всего в интересах населения: перевозки межмуниципальным транспортом должны стать более безопасными и комфортными. Сергей Голубев сообщил также, что фракция «ЕР» решила: депутаты-одномандатники проконтролируют, чтобы муниципалитеты приняли свои нормативные документы о пассажирских перевозках в соответствии с региональным законом.
Но вернемся к вчерашнему митингу. Акция не осталась незамеченной со стороны правоохранительных органов, заступивших на экстренное дежурство еще на рассвете. Номера припаркованных «Газелей» были тщательно переписаны, а все участники – засняты на видеокамеру. Сотрудники ГИБДД, приехавшие на место проведения митинга, попытались установить вдоль фонтанной группы на площади с десяток знаков «Парковка запрещена». К тому же, если верить на слово маршрутчикам, люди в форме советовали митингующим, намекая на возможные штрафы и неприятности в будущем, убраться восвояси.
– Это выдумки! Такого быть просто не может. Мы всего лишь обеспечиваем общественный порядок и безопасность дорожного движения, вот и все, – возразил начальник отделения обеспечения общественного порядка УВД по городу Твери Алексей Толмачёв.
Тем не менее видеокамеру не убрал и съемку продолжил, отделавшись фразой, что отснятый материал может «вдруг пригодиться».
Маршрутчики, помитинговав, разошлись в ожидании, что их позиция властями города будет услышана и принята во внимание.
Елена СЕРГЕЕВА