Накануне Дня народного единства, которое Россия отмечает 4 ноября, руководители национально-культурных автономий рассказали о прошлом и настоящем своих диаспор, о том, как живется в Твери представителям разных народов.
Фарит БАТЫРГАРЕЕВ, заместитель председателя региональной национально-культурной автономии татар, руководитель аппарата Духовного управления мусульман Тверской области:
– «Наш след не померкнет на русской земле – мы образ России в зеркальном стекле». Так сказал о татарском народе наш великий классик Габдулла Тукай.
Татары – второй по численности этнос и самый многочисленный тюркский народ Российской Федерации. Татарский этнос имеет яркую культуру и древнюю историю, тесно связанную с историей всех народов Урала, Поволжья, Сибири и в целом России. В настоящее время татары проживают во всех субъектах Российской Федерации, это один из самых мобильных народов. Из-за безземелья, частых неурожаев на родине и традиционной тяги к торговле еще до революции 1917 года они стали переселяться в различные регионы Российской империи. Эти миграционные потоки усилились в советское время, особенно в период великих строек социализма.
Историю существования татарской общины в Твери условно можно разделить на три периода: дореволюционный – самый главный и благотворный, советский и постсоветский.
Мигранты из Касимовского района Рязанской губернии стали прибывать на заработки в Тверь во второй половине XIX века и селиться в районе улиц Первая Ямская (сейчас – Вагжанова), Татарского и Смоленского переулков. И к концу века образовали компактное поселение в новой иноязычной среде. Первые татары по социальному статусу были государственными крестьянами, затем к ним присоединились военнослужащие, младшие офицерские чины.
В 1906 году была построена мечеть, но после революции ее закрыли, и только в начале 1990-х годов она была возвращена верующим. В 1998 году зарегистрировали первую национальную организацию – Татаро-башкирский центр, в мечети началась полноценная духовная и культурная жизнь. Татары не замыкаются на себе, приглашают в гости представителей разных народов, проживающих на территории Тверской области.
Вопросы межнациональной и межконфессиональной консолидации и укрепления гражданской идентичности на основе традиционных духовно-нравственных ценностей сегодня особенно актуальны. Как каждого ребенка в большой многодетной семье надо любить и лелеять, так и каждому народу в государстве надо оказывать внимание и заботу. Только тогда будет гармония в семье, то есть в государстве.
Сейран КОЧКАНЯН, руководитель регионального отделения общественной организации «Союз армян России»:
– В Тверской области армяне обосновались в 50-х годах прошлого века, но есть среди них и люди преклонных лет, участники Великой Отечественной войны, приехавшие сюда значительно раньше.
Во времена Советского Союза особенно не вдавались в детали, кто какой национальности. Молодые люди приезжали из своих республик, учились в вузах, оставались на работу по распределению, женились, выходили замуж, рожали детей.
Армяне и сейчас приезжают, но немного, особенно если сравнить с наплывом беженцев из Азербайджана в 1990-е годы. Тогда переселились несколько сот семей. Первое время они жили в Ржевском районе, снимали жилье, но вскоре купили квартиры, нашли работу.
Сейчас в тверском регионе живет приблизительно 16–18 тысяч армян. Согласно данным переписи населения, они по численности занимают третье место, после русских и украинцев.
Армяне занимаются строительством, много наших людей в культуре, медицине, среди преподавателей высшей школы, в науке, сельском хозяйстве – нет сферы народного хозяйства, где бы они ни трудились.
Многие занимаются в творческих коллективах, учатся народным танцам, а в воскресной школе в нашем храме – родному языку и культуре. Это проблема: во многих семьях общение идет на русском языке, и дети родной язык забывают. Тем более что многие взрослые родились в Твери и по-армянски никогда не говорили.
Община пытается сохранить свои традиции, языковую и культурную идентичность. Это было особенно насущно, пока не построили армянский храм: мы ходили в русские храмы, общались только с русскими, и потребность знать родной язык отпадала. Я не знаю случаев, чтобы кого-то обижали по национальному признаку, а я живу в Твери с 1978 года.
Отари АБУЛАДЗЕ, председатель региональной Грузинской национальной автономии «Иверия»:
– Я живу в Твери 50 лет – окончил институт и остался. И здесь почти все такие. Мы православные христиане, ходим в церковь Трех Исповедников к иконе святой Нины, и в Покровский, где есть придел в честь иконы Божией Матери «Грузинская».
В Твери живут 400–500 человек грузинской национальности, в области их приблизительно тысяча. Много смешанных браков с русскими. Живут они хорошо, не ссорятся, работают во многих отраслях, прежде всего в строительстве и транспорте.
Хотя у нас и небольшая диаспора, в сфере культурной жизни грузины выделяются: они принимают участие в городских мероприятиях, со своими концертными номерами и национальной кухней объездили все районы.
Абдула ТУРТУЗОВ, руководитель регионального общественного межнационального объединения «Вайнах»:
– Первые чеченцы, так называемые шабашники, то есть строители, стали прибывать в Тверскую область в конце 60-х годов прошлого века. Они обзавелись семьями, их дети поступили в вузы, с этого момента, мы считаем, и началась образовываться диаспора.
В начале 1980-х, тогда в Твери учились сто студентов-чеченцев, к жителям Чеченской Республики стали обращаться представители Тверской области с предложением переселиться сюда на постоянное место жительства. Тогда два района, Ножаюртовский в Чечне и Молоковский в Тверской области, подписали договор о дружбе и сотрудничестве, стали побратимами. Молодые семьи, где-то четыре тысячи человек, переселились из Ножаюртовского района в Молоковский – здесь впоследствии появились чеченские председатели колхозов, учителя, другие молодые специалисты. В тот период в регионе была самая большая наша община.
Когда в Чечне велись боевые действия, численность людей в диаспоре достигала семи тысяч человек, среди них было много беженцев. Когда в Чечне обстановка стабилизировалась, люди стали возвращаться домой.
На сегодняшний день в Тверской области живут порядка двух с половиной тысяч чеченцев. Они работают в больницах, школах, правоохранительных органах, в сельском хозяйстве, строительстве. Их численность не растет, но и не уменьшается: молодежь приезжает на работу, некоторые пожилые люди хотят вернуться на родину – хотя, по большому счету, Тверская область для всех нас стала настоящей родиной. Есть ребята, которые ехали из Москвы в Питер, увидев в окно тверскую землю, остановились на час и остались жить навсегда. Народ здесь хороший.
Мы приучаем молодежь к труду, проводим культурные и спортивные мероприятия, организуем круглые столы, получаем много грамот, начиная от губернаторов и депутатов и заканчивая председателями колхозов.
Наша организация объединяет всех, кто приехал с территории бывшей Чечено-Ингушской автономной республики, – чеченцев, ингушей, русских, армян. И мы дружим с представителями разных народов, населяющих регион.
Тверская земля гостеприимная, мы не испытываем никаких сложностей с властями, ездим по территории страны свободно – не так, как лет 20 назад, когда на каждом посту у нас требовали документы. Когда едешь по трассе и видишь машину, на которой помер региона «69», испытываешь чувство, что встретил родственника. Этим все сказано.